В эфире Коммунал-канал с Игорем ЕГОРОВЫМ. Прошедшие выходные в Москве ознаменовались сразу двумя протестными митингами, и поводом для проведения обоих была объявленная правительством Москвы программа реновации морально устаревшего жилья.
Москва не раз была свидетелем массовой застройки и столь массового же сноса жилья. И ни разу это не вызывало негативных эмоций. Что же такого в новой программе, откуда такое ее неприятие и… может, не в реновации дело?
Два митинга дали обильную пищу для размышлений.
Первый митинг, прошедший в субботу, 27 мая, собрал более тысячи человек и, наверное, столько же проблем. И что важно – реновация была далеко не на первом месте. Обманутые дольщики (оказывается, такая проблема отнюдь не решена, несмотря на заявления экс-депутата, а ныне советника главы Росгвардии Александра Хинштейна), собственники сносимых гаражей, лишившиеся своих торговых точек предприниматели – кого там только не было. Многие претензии вообще не относились к Москве, а были проблемами Подмосковья (понятно, что регионы взаимосвязаны, но всё же административное деление никто не отменял).
Да, реновация вызывает озабоченность москвичей, но причиной негативного настроя является скорее кумулятивный эффект, многократное суммирование локальных нерешенных проблем, недоработок и ошибок властей на местах. Кстати, многие выступающие об этом прямо и заявляли.
Митинг-шествие на улице Вавилова 28 мая, хоть и был территориально ближе к непосредственным объектам реновации, оказался дальше от конкретных проблем и гораздо более политизированным. Причиной этого являлось более явное участие политических партий и ряда общественных деятелей оппозиционного толка.
Но и там чувствовалась, что выступающие и участники митинга выражают недовольство не столько конкретным решением правительства города, сколько потерей чувства сопричастности к судьбе своего города, возможностей реального влияния на принятие важнейших для Москвы решений.
По всей очевидности, всевозможные электронные проекты типа «Активного гражданина» не могут заменить прямого общения народа и власти, необходимости доходчиво разъяснять свою позицию лично или с привлечением экспертного сообщества, шире использовать имеющиеся у города информационные возможности – электронные и в особенности печатные СМИ, обладающие пролонгированным воздействием на общество.
Игорь ЕГОРОВ, фото автора.