ГИС ЖКХ – из помощника в обременение

ГИС ЖКХ – из помощника в обременение - фото 1Автоматика окружает нас повсюду – каждый шаг покупателя в магазине фиксируют беспристрастные автоматические камеры, они же встречают нас у подъездов, общественный транспорт оснащается системами ГЛОНАС, перевозчики давно поставили системы контроля на свои автомобили – не везут ли они левый груз, не простаивают и не петляют ли по маршрутам, ГИБДД выписывает штрафы по данным автоматических радаров и видеокамер, которыми буквально утыканы наши дороги...

Президент страны так же указывает на информационные технологии, как на главный вектор развития страны.

И действительно, применение современных автоматизированных систем контроля и управление, накопление а анализ данных в глобальных информационных системах действительно позволяют выявить «узкие места» и найти решения многих проблем. И находят.

Но по странному стечению обстоятельств, такая актуальная для каждого из нас отрасль хозяйства как ЖКХ никак не может «оприбориться»

Как известно, основные затраты жителей при плате за жильё приходятся на оплату энергоресурсов – электричества, горячей и холодной воды, отопления. И именно в области энергоресурсов сосредоточено основное количество проблем и нарушений. И именно сфера энергоснабжения многоквартирных домов остается самой непрозрачной во всей системе ЖКХ.

Добиться прозрачности в данной сфере должна была по идее Государственная автоматизированная система «ЖКХ» (ГИС ЖКХ).

Проект создания системы стартовал в июле 2014 года и осуществляется совместно Минкомсвязью, Минстроем и «Почтой России». По данным Минкомсвязи, на январь 2018 года в ГИС ЖКХ зарегистрировано 1,5 млн. человек, 85 тысяч организаций и учреждений.
Система должна обеспечивать возможность сбора, хранения, обработки и анализа информации, доступа к информации заинтересованным сторонам, свободное получение и использование ДОСТОВЕРНОЙ и актуальной информации.

Конечно, невозможно объять необъятное и приоритетно следовало начать с самого актуального – с организации ДОСТОВЕРНОГО учета объема и качества потребляемых домами энергоресурсов, что и значит – обеспечить прозрачность начисления платежей для граждан. «Потребитель должен знать, за что платит» - отчеканил формулировку Президент Российской Федерации Владимир Путин.

А в помощь тут был 261 ФЗ «Об энергосбережении...» по которому лет пять уже как все дома в стране должны были быть оснащены приборами учета коммунальных ресурсов. И пусть не везде, но в большинстве случаев так и есть.

Более того, многие дома оснащены автоматизированными системами учета, регулирования и диспетчеризации энергоресурсов, способными хоть в режиме реального времени передавать данные по объему и параметрам поступающих в дом энергоресурсов.

Объединить разрозненные сети, свести все данные в ГИС ЖКХ – и главное препятствие на пути повышения энергоэффективности экономики страны, привлечения частных инвесторов для реформирования отрасли и снижения платежной нагрузки на потребителей убрано...

Но нет. Систему загрузили таким «возом» обязательной к контролю и размещению информации (один перечень в исходном законе включает 42 пункта и постоянно дополняется), что справится с ним практически невозможно. Причем в большинстве случаев, это и так доступная, дублируемая информация.

 

ГИС ЖКХ – из помощника в обременение - фото 2

 

Не мудрено, что система полна «детских болезней роста». Так еще масла в огонь недовольства ее работой подливает обязательность размещения, отслеживания и изменения размещаемой в ней информации для всех субъектов сферы ЖКХ. Информации зачастую потребителю не интересной и не нужной.

30 января в огород ГИС ЖКХ прилетел очередной камешек – проверка Счетной палаты выявила неготовность системы к полноценной работе: количество многоквартирных домов, по которым заполнено более 90% характеристик, составляет менее 1%.

Что ж, с учетом требуемого объема отслеживаемых данных это не мудрено. Более того – неизбежно.

Всё громче звучат голоса с требованием избавиться от такого «помощника». Но средства потрачены и потому только два выхода – терпеть или добиваться оптимизации работы системы с выделением направления учета энергоресурсов как приоритетного.

Если жильцы будут знать, сколько коммунальных ресурсов они действительно потребили и не обманули ли их с качеством «товара» - за это можно простить многое.

Анализ Игоря Егорова

Категория: Коммунал-канал с Игорем Егоровым
Опубликовано 08.02.2018 10:57
Просмотров: 1752