1 марта 2024 года в городе Учалы прошло очередное заседание правительственной комиссии по недропользованию под председательством заместителя премьер-министра Абдрахманова А.Ф. с участием руководителей Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Министерства природопользования и экологии РБ, Управления Россельхознадзора по РБ, терорганов Ростехнадзора, Роснедра, правоохранительных органов, глав администраций районов Башкирского Зауралья, директоров предприятий- природопользователей, общественности и прессы.
Мне, как эксперту в области управления природоохранной деятельностью и экологического движения было предложено выступить на тему «Правовой анализ причин и предпосылок беспрецедентного роста социально-экологической активности населения, связанной с природопользованием на территории Республики Башкортостан». Текст доклада можно прочитать в приложении к данному посту, Но предварительно выдам несколько ремарок по этому мероприятию.
Анализ федерального законодательства показывает, что в РФ отсутствует государственный орган, ответственный за состояние окружающей среды, Есть только полномочия 17 министерств и ведомств по осуществлению этих функций в соответствии с требованиями законодательства о государственной службе. И есть конституционная обязанность граждан России беречь природу и охранять ее богатства. Однако основным природоохранным органом страны является все же Росприроднадзор.
Разговор в Учалах состоялся довольно жестким и конструктивным и такая позиция продемонстрирована прежде всего правительством РБ, несущего ответственность за социально-экономическое развитие региона, но оно не может отвечать за последствия варварского природопользования, которое должно быть контролируемым со стороны Южно-Уральского управления Росприроднадзора, управления Россельхознадзора по РБ в части охраны земель сельхозназначения, а в части разработки общераспространенных полезных ископаемых (ПГС, ЩЕБЕНЬ, ДОЛОМИТ , ГЛИНА и т.д.) -Минэкологии РБ. При этом основной глобальный ущерб природе и здоровью населения наносит все же горнодобывающая промышленность и иные крупные и средние природопользователи, подконтрольные исключительно Росприроднадзору.
Перед заседанием комиссии отмечен в зале короткий обмен мнениями со стороны руководителей этих трех столпов экологии (на фото) .
Глава Учалинского района РБ Гилязетдинов Р.Г. отчитался о принимаемых с прошлого года несколько запоздалых мерах по наведению порядка в сфере использования муниципальных земель недропользователями и продемонстрировал довольно принципиальную позицию по отношению к золотодобытчикам. В частности указал, что в районе добывается 70% золота Башкирии (48 лицензий), 84 000 га заняты недропользователями, но в бюджет поступает всего около 500 тысяч рублей.Деловым были и выступления министра экологии РБ Н.М. Фазылова, (отметил, что лицензиатами под видом разведки месторождений фактически добывается золотоносная порода), руководителя управления Россельхознадзора по РБ Байкиева Р.А.. Чего нельзя сказать о кратком из серии «ни о чем» выступлении руководителя Южно-Уральского управления Росприроднадзора Р.А. Болотова. Яркое выступление депутата Государственного Собрания-Курултая РБ Ильдара Исангулова о коммерческой фирме с украинскими корнями, многие годы бесконтрольно пользующей лицензией на якобы только разведку золота в Башкирском Зауралье, но не платившей даже налоги, всколыхнуло внимательно слушающую аудиторию.
В общем, одно все же было понятно, что основной причиной социально-экологической разбалансировки в республике и роста острого протестного недовольства населения является системное непринятие мер с 2019 года по сей день со стороны управления федерального экологического надзора за природопользованием в Республике Башкортостан, свидетельством чему являются массовые жалобы жителей республики Президенту РФ В.В. Путину, и о чем мы неоднократно писали в СМИ и на своих информресурсах.
Подробности читайте в приложенном докладе А. Веселова
--------------------------------------------------------------------------------------------
1 марта 2024 г. г. Учалы. Тезисы
А.К. Веселов - председатель РОО «Союз экологов РБ», к.ю.н.
«Правовой анализ причин и предпосылок беспрецедентного роста социально-экологической активности населения, связанной с природопользованием на территории Республики Башкортостан»
Сфера природопользования и экологии обладает огромным финансовым потенциалом и капиталоемкостью, однако внимание правоохранительных органов к профилактике коррупции, бездействия, злоупотреблений, превышений полномочий при чрезвычайно высокой латентной преступности при осуществлении разрешительной и надзорной деятельности, явно традиционно ослаблено и усугубляется намеренным сокрытием информации о деятельности соответствующих природоохранных органов, вопреки требованиям статьи 13 -18 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и ОМСУ» . К примеру, в моем докладе на 12 Евразийском антикоррупционном форуме (Москва 26 апреля 2023 г.) отмечено отсутствие доведенных до приговоров уголовных дел коррупционной направленности в РБ в данной сфере правоотношений.
Башкирия входит в Золотой пояс, который простирается вдоль Уральских гор и сернистые руды, драгоценные и редкие металлы добываются здесь уже несколько столетий. В результате в основном, слабоконтролируемого недропользования экологическая ситуация на территории Башкирского Зауралья продолжается ухудшаться:
– сохраняются высоки фоновые концентрации содержания ртути и цианидов и иных ТМ в почвах в результате массового применения варварских методов добычи золота, в том числе с использованием технологии амальгамации или кучного выщелачивания.
– в настоящее время Башкирском Зауралье накоплено более 2 млрд тонн опасных отходов (вскрыши) горнорудной промышленности , не реализуются проекты по рекультивации загрязненных земель и водных объектов. К примеру Территория Семеновской ЗИФ содержит около 2,6 млн тонн отходов, в том числе таких токсических элементов, как ртуть, селен, свинец, мышьяк и кадмий.
– карьеры, шахтные и подотвальные воды до 9 млн куб м в год являются причиной высоких загрязнений стойкими к разложению тяжелыми металлами подземных и поверхностных водных объектов ( к примеру, реки Таналык, Худолаз, Карагайка, Б. и М. Кизил).
2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БАШКИРСКОМ ЗАУРАЛЬЕ
В результате накопления ЗВ в окружающей среде отмечается положительная динамика роста экологически обусловленной заболеваемости и преждевременной смертности населения, что вызывает обеспокоенность населения региона.
Вторым раздражающим общественное мнение фактором является неадекватные (на грани бездействия) меры по решению экологических проблемы региона, что привело к массовым протестных акциям экологической направленности местного населения, фактологическими причинами которых стали ,в частности:
-длящиеся выбросы сернистых соединений из Сибайского медно-рудного карьера медных руд;
-проект разработки Русской медной компанией вблизи аналогичного карьера курорта «Якты-Куль»;
-проект разработки Подольского месторождения;
-проект разработки Тубинского рудника;
-разработка Сангалыкского диоритового карьера
-проект разработки месторождений хребта Ирендык.
-массовые нарушения природоохранных требований при добыче золота частными компаниями на реках Таналык и Кизил;
-полное отсутствие проведения работ по ликвидации карьерных выработок и ликвидация отвалов, рекультивации земель и т. д. в Зауралье.
3. ПРАВОВЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
На фоне фиксируемого увеличения числа нарушений законодательства при недропользовании показатели эффективности государственного контроля и надзора за недропользрователями в Башкирском Зауралье (71 лицензия в 7 районах) за период всплеска протестной активности местного населения с 2019 года таковы:
-не возбуждено и не доведено до судебного обвинительного приговора ни одного уголовного дела в отношении недропользователей по ст. ст. 246, 255 , 247, 250, 254 УК РФ или по фактам коррупции при оформлении разрешительной документации на недропользование или осуществлении контроля за недропользованием;
-отсутствует официальная информация о взыскании единично предъявленных сумм экологического ущерба в результате недропользования, а также административных штрафов за неисполнение предписаний и непроведение рекультивационных работ;
-только лишь в 2022-23 годах по инициативе прокуратуры РБ (но не по материалам ОМСУ или природоохранных органов) возбуждено 5 уголовных дел;
-отсутствуют факты аннулирования по решениям судов лицензий на недропользование по инициативе и материалам федерального надзорного органа:
- при массовых нарушениях природоохранного и земельного законодательства при недропользовании, публично фиксируемых на сходах граждан, в СМИ и жалобах населения, отмечаются только единичные случаи официального направления в правоохранительные и надзорные органы должностными лицами ОМСУ соответствующих материалов, что имеет признаки коррупциогенности;
- надзорным природоохранным ведомством не применяются к недропользователям такие предусмотренные КОАП РФ меры, как приостановка производственной деятельности на срок до 90 суток, дисквалификация ответственных должностных лиц, направление подготовленных материалов в правоохранительные органы , а также сообщение о результатах проверок и выявленных нарушениях в социальных сетях , на сайтах и в СМИ.
– Южно-Уральским управлением Росприроднадзора и частично Управлением Россельхознадзора по РБ не проводились контрольные мероприятия в отношении недропользователей, не требующие согласования с прокуратурой, не проводились наблюдения на соблюдением обязательных требований и соответствующая аналитическая работа в реализации функций по геологическому надзору и по контролю за использованием и рекультивацией земель и т.д., Не было также взаимодействия и контроля за выдачей лицензий (соблюдением лицензионных условий) на недропользование терорганами Роснедра.
– правоохранительные органы, работающие в районах Зауралья, к сожалению , не имеют специалистов, обладающих знаниями законодательства в сфере природопользования и экологии, что также является причиной низкого качества и отсутствия результативности контроля за недропользователями и должностными лицами надзорных органов, вынесения не совсем законных процессуальных решений в рамках уголовного производства;
- отсутствует должный уровень координации надзорных органов , органов исполнительной власти и ОМСУ в решении экологических проблем Башкирского Зауралья и в целом по республике.
4. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СИТУАЦИЮ
Согласно ст. 72 Конституции РФ сфера природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности является предметом совместного ведения РФ и субъектов федерации. При этом в РБ действует два основных природоохранных органа: Минэкологии РБ и Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, а также органы имеющие частично соотносимые с экологической безопасностью функции — Управление Россельхохнадзора, по РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ, отдел по РБ Управления Ростехнадзора И ДР.
При этом , в сфере недропользования Минэкологии РБ имеет полномочия только в отношении оформления и контроля за добычей ОПИ и не может нести ответственность по региональному экологическому надзору за крупными и средними недропользователями и опасными промышленными объектами.
ОМСУ обязаны организовывать проведение природоохранных мероприятий и осуществлять земельный контроль на муниципальных землях, но крайне слабо занимаются этой работой, хотя должны быть заинтересованы в поступлении в своей бюджет земельного налога с недропользователей. Отмечается активизация такой работы со стороны администрации Учалинского района по второй половине 2023 года.
Глава республики и Правительство региона не имеют никаких полномочий по контролю за недропользователями и не могут регулировать данную сферу природопользования. Но Глава региона вправе координировать работу территориальных подразделений федеральных надзорных органов , а Государственное Собрание -Курултай РБ вправе заслушивать отчеты руководителей таких госорганов.
Функции федерального экологического надзора, геологического надзора, частично земельного контроля, а также проведения государственной экологической экспертизы, согласования или утверждения всех видов воздействия недропользователей на окружающую среду, администрирования их платежей за НВОС, постановки на учет опасных объектов , аннулирования лицензий и иные важнейшие для экологической безопасности и рационального природопользования функции федеральным законодательством и Положением (приказ Росприроднадзора от 10 января 2022 г. N 9 ) возложены исключительно на Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
5.ВЫВОДЫ
5.1. Следует считать, что основной причиной роста социально-политического протестного экологического движения в РБ стал крайне низкий уровень компетентности и эффективности комплексного федерального экологического надзора за природопользователями на территории Республики Башкортостан.
5.2. Резкий рост протестной социально-экологической активности населения Республики Башкортостан отмечается с 2019 года, когда руководителем Южно-Уральского межрегиональное управление Росприроднадзора назначен Р.А. Болотов. При этом социально-экологическая напряженность в республике имеет тенденцию к усложнению и росту социально-политических противоречий в регионе, в том числе по причине незаконной закрытости с 2020 года информации о результатах работы данного федерального органа.
6.1.Провести комплексную проверку законности, достаточности и эффективности осуществления Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. функций и полномочий по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности на территории РБ.
6.2.Организовать переаттестацию руководства управления и его отделов , главных и ведущих специалистов, государственных инспекторов Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
6.3.Учитывая постепенное осложнение экологической ситуации на всей территории РБ министерствам и ведомствам природноресурсного и природоохранного блока, их терподразделениям разработать и реализовать дополнительные мероприятия по обеспечению экологической безопасности в сфере природопользования, включая Башкирское Зауралье, в соответствии со «Стратегией экологической безопасности в РФ на период до 2025 года» .
6.4. Рассмотреть вопрос о создании в МВД по РБ, СК по РБ, УФСБ по РБ специализированных групп по экологической безопасности , контролю за природопользованием, профилактике коррупции с соответствующим повышением эколого-правовой подготовки сотрудников.
6.5. Рекомендовать прокуратуре РБ возобновить работу Межведомственной Рабочей группы по промышленной и экологической безопасности.
6.6. Рекомендовать Главе РБ и Правительству РБ создать экспертный совет по природопользованию и экологической безопасности и обеспечить его эффективную работу.
А.К. Веселов. г. Учалы. 01.03.24