Александр Веселов: НОВОГОДНИЙ «ПОДАРОК» ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ РОССИИ

Александр Веселов: НОВОГОДНИЙ «ПОДАРОК» ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ РОССИИ - фото 1Деэкологизация российского природоохранного законодательства, начатая в 2000 году, увы, успешно продолжается

Очередной победой промышленного лобби в Федеральном Собрании можно считать:
Федеральный закон от 25.12.2023 N 673-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе",
http://publication.pravo.gov.ru/file/pdf?eoNumber=000..
Федеральный закон от 25.12.2023 N 683-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
http://publication.pravo.gov.ru/file/pdf?eoNumber=000..
Первый закон практически уничтожает институт общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) введением ряда парадоксальных правовых норм, главная из которых - аттестация общественных экспертов в органе госэкспертизы (Росприроднадзор и иные), что ставит зарегистрированные общественные экологические организации в ситуацию необходимости привлечения к ОЭЭ только тех экспертов, «добро» на которых даст государственный орган. То есть ОЭЭ станет легко управляемой чиновниками и, конечно же, лишится статуса независимости. При этом довод авторов закона, что это делается для повышения квалификации экспертов, не выдерживает никакой критики и вот почему:
-Росприроднадзор еще сам не привел в порядок реестр своих внештатных экспертов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и не смог обеспечить высокий уровень компетенции своих экспертных комиссий, большинство членов которых являются узкими специалистами, не в состоянии в полной мере соблюдать принципы статьи 3 ФЗ «Об экологической экспертизе», а также проводить всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды(ст. 16 ФЗ);
-государственная экологическая экспертиза стала «вещью в себе», гласность и участие общественности в этом процессе стали почти неработающими механизмами, экспертные заключения ГЭЭ вопреки законодательно установленным принципам стали «тайной за семью печатями»;
-в России уже давно отмечается острый дефицит грамотных экспертов ГЭЭ, желающих участвовать в этом процессе;
- за десятилетия работы и при проведении мной сотен государственных и общественных экологических экспертиз приходилось сталкиваться с такими неграмотными и подтасованными экспертными заключениями государственных экспертов, что «хоть плачь , хоть смейся»;
- коррупция и безответственность экспертов ГЭЭ, закрытость экспертных комиссий ГЭЭ и результатов их работы становится уже «притчей во языцех»;
-изложенное относится и к ГЭЭ регионального уровня, проводимой природоохранными органами субъектов федерации и, конечно же в большей мере, к институту государственной градостроительной экспертизы, регулируемой Градостроительным кодексом РФ;
- единственным противовесом ТАКОЙ ГЭЭ была общественная экспертиза, которая независимо показывала недоработки и огрехи экспертизы государственной, И КОТОРУЮ СЕЙЧАС РЕШИЛИ, ПО СУТИ, ОКОНЧАТЕЛЬНО УБРАТЬ ИЗ ПРАВОВОГО ПОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ с 1 сентября 2024 года.
Конечно же и при проведении ОЭЭ недобросовестными или малокомпетентными общественными организациями были отдельные попытки выносить явно необоснованные экспертные заключения в защиту интересов групп местного населения или в интересах не слишком заморачивающихся экологией коммерческих структур, но надо понимать, что ОБЩЕСТВЕННЫЕ экспертные заключения носили исключительно рекомендательный характер для органов власти.
Подробности и иные новеллы этого закона в лекции «Экологическая экспертиза и что с ней делать» Асхата Каюмова, Экоцентр «ДРОНТ» Нижний Новгород.
https://www.youtube.com/watch?v=Z1IDCLkOa60&t=3s
Но при этом не надо слишком переживать по этому , к сожалению неизбежному, поводу, так как кое-какие правовые возможности учета обоснованного общественного мнения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной деятельности все же еще остаются.
ВТОРОЙ ИЗ УКАЗАННЫХ ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ НАНОСИТ УДАР ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ.
И это конституционное право граждан принимать участие в делах государства подводится под регулирование со стороны государственных природоохранных органов, которые наделяют соответствующими правами только своих общественных инспекторов по охране окружающей среды. Права таковых инспекторов от общественных организаций в законодательстве просто не прописаны, как и сам статус такого представителя общественности . О том, как производится отбор таких общественников и для чего они используются я уже писал: https://vk.com/aleksandr_veselov_ecology?w=wall549915..
Но и здесь не стоит отчаиваться экологически ориентированной общественности, ибо Конституция РФ и федеральные законы позволяют проводить реальный общественный экологический контроля в разных формах. Другое дело, что такая деятельность является ныне хоть и благородной, но весьма опасной в личном плане.
https://uchebana5.ru/cont/2314732.html
С Новым «счастьем» , дорогие жители России!
А.К. Веселов 17.12. 23

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить