Гёте-Институт объявил в пятый раз конкурс для школьников «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!»

   Международный конкурс для школьников 7-11 классов «Школа за экологию!» проводится в регионе Восточная Европа и Центральная Азия в сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами Германии и России и объявляется вот уже в пятый раз

   Вместе с учителями немецкого языка и учителями-предметниками команды школьников исследуют экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе и документируют ход и результаты своего исследования. Авторы самых убедительных проектов будут приглашены весной 2019 г. на V. Международную молодежную экологическую конференцию.

   Заявки принимаются до 1 ноября 2018 г.

 

www.goethe.de/umweltmachtschule

 

СМИ о проекте:

 

Школьники рассказали в Германии о муромских родниках

   Исследовательский проект муромских школьников высоко оценили в Берлине. Трое учеников и два педагога 12-й школы вернулись из Германии, где представляли на экологической конференции свою работу «Муромские родники».

 Гёте-Институт объявил в пятый раз конкурс для школьников «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» - фото 1

   Теперь о родниках Мурома знают по меньшей мере в 10-ти странах мира. Именно столько приняли участие в международной конференции «Школа за экологию». Россию представляли всего четыре команды. Одна из них – муромская.

– Мы защищали свой проект в интерактивной форме, во второй половине дня – представляли свой плакат, где отвечали на все вопросы, который могли возникнуть у участников конференции. На второй день принимали участие в мастер-классах, – рассказывает учитель немецкого языка школы №12 Татьяна Макарова.

   В столице Германии встретили радушно, рассказывают ребята. Познакомились с другими участниками конференции, обменялись опытом, посмотрели город. Привезли из Берлина целое море впечатлений и творческих идей.

   Защита проектов, мастер-классы и эксперименты, общение между участниками – все взаимодействие происходило на немецком. Языковая практика – еще одна важная задача международной конференции.

   Институт Гете организует экологическую конференцию «Школа за экологию» уже четвертый год подряд. По ее итогам нашей делегации вручили сертификаты. Ученикам они помогут поступить в высшие учебные заведения, а педагогам – пройти аттестацию.

 

Школа за экологию: молодёжная конференция Гёте-Института в Берлине

   В мае 2018 в Берлине прошла конференция «Школа за экологию» («Umwelt macht Schule»). Она стала финальным аккордом экологического конкурса Гёте-Института, который уже четыре года подряд проводится в странах «восточного направления»: в России, Беларуси, Казахстане, Китае, Киргизии, Грузии, Украине, а также в Аргентине и Германии. Проект был придуман в Москве, и там же в 2015 году прошёл финал конкурса. Инициативу подхватили в других представительствах Гёте-Института, и вот уже акция выросла до международных масштабов, а финал перенесли в Берлин.

 Гёте-Институт объявил в пятый раз конкурс для школьников «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» - фото 2

   Что такое проект «Школа за экологию»? Об этом Детскому Берлину рассказала его автор Анна Шёнхаген (Anne Schönhagen), руководитель языкового отдела Гёте-Института в Москве.

   Анна: «Идея родилась из того экологического коллапса, который мы наблюдаем сейчас. Я заметила, что школьники реагируют на эту тему очень неравнодушно, они загораются. И у них много свежих идей — в отличие от взрослых, дети не знают рамок и ограничений. Я предложила устроить конкурс по решению локальных экологических проблем.

   Команды школьников 7-11 классов обнаруживают какую-то проблему у себя в регионе, исследуют её и предлагают решение. После чего разрабатывают план, как его воплотить в жизнь. Иногда он занимает годы. А дальше реализация — своими силами, или через администрацию города, через СМИ, с привлечением других неравнодушных людей.

   Но поскольку я работаю в Гёте-Институте, мне важно популяризовать немецкий язык. Поэтому идея проекта должна быть оформлена на немецком. Тем самым школьники решают ещё одну задачу — изучение иностранного языка по системе CLIL (content-laguage integrated learning, то есть предметно-языковое интегрированное обучение)».

   Представительства Гёте-Института есть не везде, однако заявки стали присылать из самых разных мест. Включилось «сарафанное радио»: учителя рассказывают друг другу о проекте, ученики делятся в соцсетях, их читают люди из других городов и посёлков. Подключились коллеги из Гёте-Институтов в разных странах.

   В этом году на конкурс прислали 230 заявок. Подумать только: это 230 реализованных проектов по улучшению экологической ситуации на планете!

   Старшеклассники из Бишкека разработали план спасения глетчерных льдов в Киргизии. Ребята из Еревана начали перерабатывать пищевые отходы своей школы. На Урале дети учат взрослых убирать за собаками: они добились от городской администрации установки в парках автоматов с пакетами для экскрементов и сами разработали экологически безвредный пакет из переработанной бумаги. На границе России с Беларусью школьники из Зеленоградска и Здитово объединились для исследования реки Неман и Курсшского залива — их проект длится уже три года, они следят за качеством воды в реке, флорой и фауной долины.

  И таких проектов — множество! Кто-то через администрацию отодвигает от школы парковку, кто-то всем селом спасает родник, организует сбор ненужного текстиля и передаёт его в горные школы Тибета, или создаёт на территории школы компостный бак и огород.

   На финальную двухдневную конференцию в Берлине приехали 15 команд. Их выбрало компетентное жюри, учитывая разные критерии: новизну идеи, актуальность, реализацию, раскрутку темы в местных СМИ или соцсетях, потенциал развития, а также грамотный немецкий.

   Проект «Школа за экологию» поддерживает международная организация «Школы: партнеры будущего» — PASCH. В 2018 году она отмечает 10-летний юбилей. Айке Покрандт (Eicke Pockrandt), референт PASCH в Тбилиси, стал зажигательным ведущим берлинской конференции.

   Айке: «Школы партнёрства PASCH охотно участвуют в проекте Гёте-Института. Экология — это не проблема кого-то взрослого и издалека, она касается всех. Для детей важно знать, что лично они, своими руками, могут совершить изменения к лучшему, пусть даже небольшие. Это ценный опыт. На конференции я призываю всех говорить друг другу «ты», потому что здесь мы все на равных».

   Учителя и школьники представили свои проекты на хорошем немецком. Команда из Казахстана изучала полезные свойства кумыса — лошадиного молока. Ребята привезли с собой кумыс и предложили всем желающим его попробовать. Группа из Киргизии угощала урюком и курагой. А группа из Екатеринбурга раздавала всем свои экологичные пакеты для прогулок с собаками. Их учитель Ольга Мешавкина заметила: «В нашем городе люди охотно убирают за собаками, мы просто помогли им в этом. Перед Чемпионатом мира по футболу все хотят, чтобы Екатеринбург стал ещё лучше. И администрация города нас поддержала. А вот в Берлине, мы заметили, эта проблема стоит острее».

   Не везде в мире детские инициативы по улучшению экологической ситуации находят поддержку. Например, индийских школьников, обративших внимание на разлагающиеся прямо на улицах аккумуляторы, чиновники просто выставили за дверь. Где-то не находят денег. Но большинство проектов всё же вызывают резонанс. В России акцию поддерживает Министерство природных ресурсов и экологии. Однако активнее всего откликаются простые жители городов и посёлков.

   Анна Шёнхаген: «Нам написала одна учительница из казахстанской глубинки. Их команда не прошла в финал, однако она поблагодарила нас за саму акцию — по её словам, это лучшее, что случалось с их школой и всем посёлком за многие годы».

   В течение двух дней для участников конференции проводились воркшопы от PASCH и журнала Geolino, выступали немецкие профессора и политики. Портал Детский Берлин организовал викторину на тему экологии в Берлине.

   В 2017 году проект «Школа за экологию» был отмечен Советом по устойчивому развитию (RNE) и получил знак «Проект в сфере устойчивого развития – 2017». Это значит, что RNE признал инициативу Гёте-Института социально значимой, экологичной и обладающей большим потенциалом.

   Айке Покрандт: «Мы надеемся, что к проекту присоединятся ещё больше учебных заведений, мы будем развивать его в школах организации PASCH. Возможно, в будущем на конференции выступят и берлинские участники».

 

 

 

Ирина Посредникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить