Образование-2035: разумный баланс традиций и инноваций (3)

Российская школа и система среднего профессионального образования заглянут в 2035 год, получат цели и стратегию устойчивого развития

Образование-2035: разумный баланс традиций и инноваций (3) - фото 1
Федеральный институт развитии образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации реализует научно-аналитический проект, посвящённый облику российского образования в 2035 году, современным тенденциям и факторам, влияющим на его формирование, а также перспективным изменениям и инновациям в ближайшем будущем. Идея проекта принадлежит Министерству просвещения Российской Федерации, которое заинтересовано не только в разработке стратегических документов по развитию образования, но и в формировании «обратной связи», мониторинговых процедурах и объективной оценке предпринимаемых усилий по совершенствованию управления российским образованием.
В настоящее время перед российским образованием стоят две фундаментальные и цели: во-первых, сохранить национальную идентичность, обеспечить трансляцию и преемственность духовно-нравственных ценностей и исторического опыта поколений; во-вторых, стать востребованным и конкурентоспособным на мировой арене. Цели выполнимые, но достаточно амбициозные, особенно в условиях ускорения научно-технического прогресса, глобальных кризисов, возрастания неравенства и обострения противоречий на всех уровнях мировой экономики.
В 2014 году одна очень известная американская и вторая не менее известная южнокорейская компании, работающие в сфере производства мобильных гаджетов, подали заявки на патенты на контактные линзы-дисплеи. В январе 2020 года американским стартапом представлен рабочий прототип линзы «дополненной реальности».
Означает ли это, что спецэффекты из научно-фантастических фильмов придут в повседневность, а смартфоны уйдут в прошлое? Пользователь сможет заполучить «взгляд Терминатора» и даже сдать с его помощью ЕГЭ. Насколько такая «уловка» будет считаться справедливой? Что будет делать Рособрнадзор, если такому «киборгу» доступны любая формула, текст и мощный математический процессор, а типовая задача практически мгновенно решается благодаря загруженным шаблонам и образцам?
Подобные предположения можно учитывать п планировании, однако работа ФИРО РАНХиГС по проекту «Совершенствование направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о стратегическом планировании до 2035 г» опирается на более широкий круг научных материалов, данных и методик анализа. Исследуется российский опыт научно-технического форсайта применительно к сфере образования, опыт прогноза показателей развития сферы образования. Изучается воздействие научно-технических факторов, факторов экономики и политики на развитие социальных систем. Анализируются стратегические документы и материалы ООН по целям устойчивого развития. Сравниваются и используются методики европейских, азиатских и американских «фабрик мысли», материалы Еврокомиссии, стратегические документы, принятые на национальном и международном уровнях о развитии образования в Китае, Сингапуре, Японии, Финляндии. Так же в работе задействованы данные объективных международных сравнительных рейтингов – TIMSS, PISA, PIRLS и иных.

Автор — Антон Дождиков, аналитик Центра образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Категория: Этапы устойчивого развития
Опубликовано 14.02.2020 13:31
Просмотров: 548