Все о мышлении. Лекция Коваленко С.В. Ермолаева Л.К

Все о мышлении. Лекция Коваленко С.В. Ермолаева Л.К - фото 1Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Мышление

 

6. Память и мышление

 

6.2. Мышление

 

Воображение тесно связано с мышлением. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать воображение – поиск решения задачи в ярких чувственных образах.

На основе воображения – чувственного познания в форме ощущений, восприятия и представления, появляется мышление как логическая форма познания, которая реализуется в понятиях, суждениях и умозаключениях. Решение проблемы посредством мышления осуществляется в единстве и взаимосвязи о ступеней – чувственного и логического познания. Мышление – это познавательный процесс переработки информационных потоков на основе их обобщения и систематизации, в целях поиска и открытия нового, необходимого для обеспечения жизнедеятельности и самореализации индивида. Мышление перерабатывает не только опыт отдельного человека его современника, но и опыт предшествующих поколений. Источником и критерием длительной деятельности, а также областью для применения её результатов является практика.

 

Процесс становления индивидуального мышления проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление присуще ребёнку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, тенденции связывать всё со всем (синкретизмом), свободным переходом от частного к частному, минуя общее (трансдукция), отсутствием представления о сохранении количества. Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребёнком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного, которое формируется к 16-17 годам. Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, которые выражены словом или группой слов. Например, в понятии «человек» входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда. Понятия принято различать по степени отвлечённости (конкретные и абстрактные) и по объёму (единичный и общий). Взаимосвязь понятия осуществляется в суждениях. Оно представляет собой форму мышления, отражающую связь между предмерами и явлениями действительности, а также их свойствами и признаками. На основе нескольких суждений делается умозаключение, то есть вывод мышления. К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции и аналогии. Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Все о мышлении. Лекция Коваленко С.В. Ермолаева Л.К - фото 2

Мышление представляет собой процесс решения какой-либо задачи, который состоит из следующих этапов: а) мотивации – желании решить проблему; б) анализ проблемы; в) поиск решения проблемы, перебор вариантов решения в поисках оптимального (этот перебор может сопровождаться озарением – инсайдом); г) доказательство и обоснование правильности решения; д) реализация и проверка решения, в случае необходимости, его коррекция. В процессе решения поставленной задачи, выявляя объективное отношение взаимосвязи предметов и явлений, человек использует мыслительные операции – сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.

 

Виды мышления

 

1. По содержанию решаемых задач, выделяются: а) Наглядно действенное, предметное оперирует образами действий и перемещениями предметов, явлений в координатах пространства, времени характерно для людей атлетического типа. б) Наглядно образное оперирует образами предметов, явлений (характерно для астеников и пикников); в) словесно логическое оперирует символами, знаками в их логической взаимосвязи. Характерно для пикников и астеников.

 

2. По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

 

3. По степени развернутости решаемых задач, выделяются: а) Дискурсивное мышление (умозаключающее) и интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.

 

Интеллект – индивидуальный стиль мышления

Все о мышлении. Лекция Коваленко С.В. Ермолаева Л.К - фото 3

Особенности индивидуального стиля мышления формируются на основе: генетической наследственности; физического и психического состояния матери; экологических условий жизнедеятельности матери и ребенка.

Интеллект – это индивидуальная совокупность умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи в процессе его жизнедеятельности. Индивидуальные особенности интеллекта проявляются в специфических чертах мышления. А именно.

 

1. Самостоятельность – способность выдвигать новые задачи и находить пути их решения независимо от сложившихся стереотипов их решения.

 

2. Инициативность – постоянное стремление самостоятельно искать и находить пути и способы разрешения задач.

 

3. Глубина – способность проникать в суть вещей и явлений, выявлять причинно-следственные связи и закономерности развития.

 

4. Широта – способность видеть проблемы многосторонней во взаимосвязи с другими явлениями.

 

5. Быстрота – скорость решения задачи, лёгкость воспроизведения идей.

 

6. Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

 

7. Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

 

8. Критичность – способность к объективной оценке предметов и явлений, гипотез и методик решения задач.

 

9. Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из неё лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

 

Развитие мышления обусловлено потребностями человека, его стремлением к развитию своего интеллекта и готовностью использовать его в творческой деятельности. Повышение её эффективности связано с необходимостью гармоничного сочетания образно-чувственного мышления и формально-логического.

Оптимальное сочетание этих типов мышления способствует формированию и развитию творческого мышления человека. Оно проявляется по (Д. Гилфорд) в:

 

1. Оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;

 

2. способность видеть объект под разными углами зрения на основе моделирования его в комплексе;

 

3. образная гибкость мышления, то есть способность изменить восприятие, чтобы видеть скрытые от наблюдения стороны объекта;

 

4. гибкость мышления при сопоставлении различных идей из различных сфер отраслей научного знания.

Препятствием на пути творческого мышления является приверженность к стереотипам, склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, страх ошибиться, завышенная оценка собственных идей, высокий уровень тревожности, психическая и мышечная напряжённость. Развитие творческого мышления возможно в группах, которые специально создаются для решения новых задач.

 

Методы активизации коллективного мышления заключаются в том, что группа делится на 2 подгруппы. Группа «а» - генерация идей, группа «б» – оценки, критики выдвинутых идей. Группа «а» действует на основе запрета критики, поощрения активности, записи всех идей, равенства по возрасту, полу, положению и отличается доброжелательным отношением друг к другу. Группа «б» осуществляет оценку коллективного решения группы «а», критикует, выделяет основные недостатки, совместно намечает варианты их устранения. Этот метод называется методом мозгового штурма.Все о мышлении. Лекция Коваленко С.В. Ермолаева Л.К - фото 4

 

Патология мышления проявляется в следующих показателях:

 

A. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию. Под любое незначительное явление подводиться мощнейшая теоретическая база.

 

B. Смещение уровня обобщения. Наблюдается, например, когда ребенок волка и козу зачисляет в одну и ту же группу, не понимая что они не могут мирно взаимодействовать между собой (известная задача про необходимость перевезти перевозчику волка, козу, капусту на другой берег).

 

C. Искажение процесса обобщения. Наблюдается когда человек руководствуется чрезмерно общими признаками, объединяя в одну группу, например, гриб, лошадь, карандаш – теряется различие между органическим и неорганическим.

D. Непоследовательность суждения.

 

E. Инертность мышления – функциональная ригидность, то есть привязанность к стереотипам.

 

F. Аутестическое мышление – сверхглубокое погружение в мир личных эмоций, чувств.

 

nauka.my1.ruВсе о мышлении. Лекция Коваленко С.В. Ермолаева Л.К - фото 5

Категория: Наука
Опубликовано 10.01.2013 10:57
Просмотров: 3642