Таити? А Вы на Ямале были?

Таити?  А Вы на Ямале были?  - фото 1

В пресс-центре РБК в Москве на Профсоюзной улице состоялась пресс-конференция Генерального директора ОАО «Корпорация Развития» Сергея Маслова. По его словам, подготовка к строительству Северного широтного хода выходит на финишную прямую. В повестке дня стояли вопросы о начале строительства, и в чем состоит главное предназначение железнодорожной магистрали Северного широтного хода.  Какие преимущества получит Россия с введением в эксплуатацию самой северной железной дороги, и насколько повлияет Северный широтный ход на освоение природных ресурсов Приполярного и Полярного Урала и на развитие промышленности России в целом.

По словам Сергея Маслова, проект получил поддержку президента России Владимира Путина, и к его реализации теперь подключились не только «Корпорация Развития» и регионы - Ямал, ХМАО-Югра и Тюменская область, но и профильные министерства - Минтранс, Минэкономразвития и Минфин. Маслов пояснил, что реализация проекта несколько раз откладывалась, поскольку начало финансирования строительства ключевого участка - моста через Обь, включенного в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России 2010-2020 годы, несколько раз переносилось – сначала на 2012, потом на 2017 год. Как только мы получим подтверждение, что строительство моста через Обь включено в Федеральную целевую программу, мы начнем строительство Северного широтного хода, - заявил Маслов. - Мы хотим, чтобы Минфин это четко зафиксировал, тогда можно кредитоваться уже сейчас, не ждать 17 года.

Но все по порядку. Что это такое и зачем?  Проект, получивший название "Северный широтный ход", рассматривается как альтернативное направление вывоза продукции нефтегазового комплекса. Железнодорожная линия от станции Коротчаево до станции Обская позволит соединить Свердловскую и Северную железные дороги с выходом на архангельское направление. Или можно сказать иначе - Северный широтный ход пройдет по маршруту Обская-2 - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево, а железная дорога Обская-Бованенково может быть достроена до Сабетты.

Но при всем этом, пуск моста через реку Надым в Ямало-Ненецком округе, планируется в апреле 2014г. Мостовой переход через Надым — первый на Ямале, где совмещены авто- и железнодорожные пути. Длина моста составляет 1 км 334 м, а вместе с подходами — 3,1 км. В настоящее время между берегами реки Надым отсутствуют мостовые переправы. Зимой через реку прокладывается зимняя автодорога, летом на ней работают паромы.

Возникает вопрос, при чем тут этот мост? Ответ прост -  мост через Надым - звено проекта «Северный широтный ход». Ранее  РЖД и Ямальская железнодорожная компания подписали соглашение о перенаправлении грузопотока, ориентированного на порты Северо-Запада России, стран Балтии, на железнодорожные линии Северного широтного хода. Соглашение гарантирует грузовые перевозки в объеме до 11 миллионов тонн в год. При этом компании, задействованные в программе освоения севера Ямала и Красноярского края, уже подтвердили объемы своих перевозок по магистрали - по предварительным оценкам, они превысят 20 миллионов тонн ежегодно.

Ну, и, собственно, ради чего городится огород?  Как объяснил генеральный директор ОАО «Корпорация Развития» Сергея Маслов, Северный широтный ход свяжет основные углеводородные месторождения, обеспечит их освоение и кратчайший транзит полезных ископаемых, откроет выход к арктическим шельфам и Северному морскому пути. Предполагается, что после ввода магистрали в эксплуатацию в самой северной точке России будут функционировать и железная дорога, и портовый терминал, что сократит время доставки нефтепродуктов на перспективные рынки мира.

Сергей Маслов также заявил, что без Северного широтного хода развивать Северный морской путь будет невозможно. По новой магистрали грузы направятся в порт Сабетта, который, благодаря железной дороге будет не только отгружать СПГ со строящегося завода НОВАТЭКа, но и отправлять грузы из регионов Урала. - Я думаю, что следующий проектом будет – строительство линейной части между Бованенково и Сабеттой, - сказал Сергей Маслов. – Сейчас, когда мы комплексно рассматриваем все проекты с Министерством транспорта, появляется необходимость участка Бованенково - Сабетта. Строить новую ветку Обская-Бованенково, нет смысла, она есть.  Чем больше грузов будет проходить по этой ветке, тем больше инвесторы строительства будут получать, и тем быстрее будет проходить процесс окупаемости.

Общая стоимость проекта Северного широтного хода – 190 миллиардов руб. Линейная часть - мост через Обь, и дорога Надым – Салехард, стоит 135 миллиардов руб. Ориентировочная стоимость моста через Обь 69 миллиардов руб. Из них  61 миллиардов руб. – государственные деньги, 8 миллиардов руб. – деньги Ямальского округа. Что касается линейной части, ее "Корпорация развития" будет строить без привлечения государственных денег. Стоимость участка Надым – Салехард 66 миллиардов руб, из которых точно также 8 миллиардов будут привлечены ЯНАО. Остальные – заемные средств, привлекаемые Корпорацией, - рассказал Сергей Маслов. Но 61 миллиард на мостовой переход государством еще не выделен. В этом, по словам Маслова причина того, что Северный широтный ход до сих пор не начали строить.

Что же касается линейной части проекта, Маслов сообщил, что компания вышла на подготовительный период и, скорее всего, в этом году она приступит к строительству первого участка Сырковый - Хорей.

Часть денег «Корпорации Развития» придется привлекать от частных инвесторов. Сергей Маслов рассказал, что вскоре куратор проекта объявит тендеры, в которых примут участие иностранные компании. Он надеется, что они приведут вместе с собой инвестиции. Сейчас предварительный интерес к линейной части проявили испанские, чешские, китайские компании. Они приходят не только со своим желанием строить, но и подтягивают дешевые кредитные ресурсы для этого.

Северный широтный ход частично проходит по знаменитой советской 501 стройке, которой так и не суждено было закончиться. Журналисты интересовались, пройдет ли новая магистраль по местам недостроенного мега-проекта, курируемого Лаврентием Берия.

В районе реки Надым, мы захватим часть стройки 501, а потом мы от нее отходим. Потому что раньше строительство велось для того, чтобы доставлять грузы вдоль реки. По современным экологическим требованиям мы от реки отходим, чтобы в случае аварий не нанести ущерб региону, - ответил Маслов.

Сергей Маслов сравнил Северный широтный ход с БАМом, отметив, что при его строительстве будет создано от 18 до 20 тысяч рабочих мест, которые будут предложены, прежде всего, жителям УрФО. Но не исключается и возможность работы вахтовым методом.

Обозреватель журнала «Экоград»Александр Перепечко спросил генерального директора «Корпорации Развитие» Сергея Маслова, как решаются вопросы взаимодействия с местным население, в частности, как решается проблема с переходом оленьих стад через железную дорогу.

Да, это очень важный вопрос. Хочу сказать, что дело в том, что все эти вопросы, - начал объяснять Сергей Маслов,- были решены несколько раньше, еще при строительстве уже существующей железной дороги Обская-Бованенково. Тогда там ГАЗПРОМ построил свою железную дорогу, и сегодня мы используем этот опыт. Как выяснилось во время встреч с представителями местного населения, те технические решения, которые применялись при строительстве газпромовской железной дороги, оказались приемлемыми и сегодня. Оленьи стада  свободно проходят под проколами в железной дороге и не боятся ни машин, ни людей. Безусловно, подобная проблема ведет к некоторому удорожанию строительства, но без этого никак нельзя. Не согласовав наши действия с реалиями жизни, мы не получим ни землеотводов, ни разрешения на строительство.

В ходе пресс-конференции прозвучал вопрос о том, что из Москвы  будет трудно руководить строительством на Ямале. Сергей Маслов заявил, что с началом строительства Корпорация переедет на север. У нас головной офис находится в Екатеринбурге, представительство в Москве. На сегодняшний день, чтобы действительно сдвинуть и начать строительство Северного широтного хода, нужно решать много вопросов связанных с Минтрансом, Минэкономразвтия, Минфином. Поэтому мы сейчас находимся здесь. Когда начнется строительство, все основные силы будут находиться там, - сказал Маслов.

Неоднократно эксперты сомневались в том, что Северный широтный ход привлечет грузоотправителей - из-за больших инвестиций в строительство тариф будет значительно повышен. Гендиректор «Корпорации Развитие» не опроверг повышение тарифа, к нему будет применен коэффициент 0,65. Однако, для грузоотправителей маршрут не удорожит доставку.

Мы взяли всех грузоотправителей, которые подтвердили грузовую базу для проекта, посмотрели, куда они везут грузы и рассчитали окупаемость проекта, чтобы для них из точки А в точку Б не появилась дополнительная финансовая нагрузка. Так как расстояние, например, для НОВАТЭКа, в порт Усть-Луга сократится примерно на тысячу километров, соответственно, они по увеличенному тарифу не потеряют. Потому что сейчас они везут грузы по более длинному пути, - объяснил Маслов.

Уточняя тезис об окупаемости проекта, он отметил, что 15-17 лет, заявленные сейчас – это пессимистичный вариант. В случае, если грузопоток увеличится, новая магистраль окупится в более короткие сроки.

Говоря о взаимоотношении с регионами, Сергей Маслов заметил, что они спать Корпорации не дают. По его словам, поддержку оказывают все три губернатора  Ямала, ХМАО-Югра и Тюменской области, главным лоббистом Маслов назвал главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина.

В любом проекте должен быть инициатор. Прежде всего, это энергия Дмитрия Николаевича Кобылкина, который больше всего переживает за этот проект, потому, что он проходит в его регионе. Это, прежде всего, рабочие места, это развитие инфраструктуры. Здесь заинтересованы практически все. Потому что при вводе проекта будет толчок не только для ЯНАО, но и для Тюменской области и для ХМАО. Это и рабочие места, и возможность разрабатывать неинтересные сейчас месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, - сказал Сергей Маслов.

Общая стоимость проекта составляет 190 миллиардов рублей, а часть, за которую отвечает «Корпорация развития» — 135 миллиардов рублей.

Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко

Категория: Эко экономика
Опубликовано 01.03.2014 03:12
Просмотров: 3726