В России стартовал международный историко-географический поисковый проект «Самолет Леваневского - возвращение легенды»

  На форуме «Герои Арктики - история и современность», который состоялся в Москве, объявили о старте поиска экипажалегендарного летчика, Героя Советского Союза   Сигизмунда Леваневского. Самолет совершал перелет из Москвы на Аляску и пропал 13-14 августа 1937 года. С той поры ничего о нем неизвестно. Прошло 85 лет.

   Россия запустила международный историко-географический поисковый проект «Самолет Леванеского – возвращение легенды».Цель проекта - найти подтверждение посадки самолета и обнаружить достоверные следы длительного пребывания экипажа. Мало верится в то, что можно найти хотя бы какие-то следы пропавшего экипажа. Но инициаторы настроены решительно. Один из них известный полярник Владимир Чуков. Он совершал лыжные походы на Северный полюс.

  «Планируемая экспедиция должна проверить версию, согласно которой самолёт Леваневского в связи с нехваткой топлива резко изменил маршрут и совершил вынужденную посадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага. Этот проект является продолжением многолетней истории поисков пропавшего самолёта с бортовым номером Н-209, начиная с 1930-х», - отметил Владимир Чуков (на фото в центре).

  Гость мероприятия, председатель партии «Справедливая Россия За правду» Сергей Миронов отметил в своем вступительном слове, что все люди, которые вовлечены в проект - «настоящие и неравнодушные, болеющие за нашу Родину, за наше прошлое и будущее... 65 лет спустя удалось найти самолет Экзюпери, найдем и самолет Леваневского. Кто ищет, тот всегда найдет!», - сказал Миронов.

В России  стартовал международный историко-географический поисковый проект «Самолет Леваневского - возвращение легенды» - фото 1

   Проект планируют выполнить в несколько ключевых этапов - подготовительная, аналитическая исследовательская. Поисковые мероприятия проведут в локализованном районе предполагаемой посадки самолёта. В рабочую группу войдут специалисты по поисково-спасательной деятельности, медики, представители авиационных организаций и органов власти,

                                                           История поиска самолета Н-209

   Поиски начали сразу же после того, как он не прилетел в порт назначения - Фэрбэнкс (США), и не вернулся домой в СССР. Все вылеты - как советских,так и американских пилотов - проводились преимущественно по планируемому маршруту полёта Н-209 - до берегов Аляски. Незамеченным осталось мнение штурмана А.В. Белякова, который в своей статье в газете «Правда» еще в 1937 году озвучил сомнения в достаточности горючего для достижения Аляски после возникновения аварии одного из двигателей Н-209 и предположил два варианта продолжения маршрута полета: возвращение на остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) или поворот к Земле Гранта (остров Элсмир Канадского Арктического архипелага).

  Первая серия полётов и выходы судов продолжались целый год после трагедии - до постановления Совнаркома СССР в сентябре 1938 года о прекращении поисков.

   Следующий  пик интереса к теме пришёлся на конец 1980-х годов. Наиболее активно темой в тот период занимались с нашей стороны - Ю.П. Сальников, Н.В. Якубович, М.А. Чванов, и П.А. Новокшенов, а с

американской - У. Курильчик, пилот Р. Ширдаун и Бил Тума. Поиски велись в Якутии и у побережья Аляски вплоть до начала 2000-х годов. Безрезультатно!

  Следующий всплеск интереса к теме самолёта Леваневского проявился в начале 2000-х годов. Тогда-то М.А. Ильвес и В.И. Елецкий впервые высказали предположения о том, что поиски следует перенести на побережье канадского острова Элсмир.

  В настоящее время поиск Н-209 активно осуществляется Экспедиционным центром «Арктика» Московского отделения РГО. В течение нескольких последних лет члены инициативной группы провели большой объем работ, исследуя и анализируя имеющуюся информацию.

                                      О необходимости   новых поисков самолета Леваневского 

● Найдены достоверные подтверждения, что радиостанция самолёта Леваневского, которая имела позывной “РЛ”, выходила в эфир вплоть до конца сентября 1937 года, то есть, как минимум, полтора месяца члены экипажа самолёта Н-209 были живы, сохраняли работоспособность радиостанции, и предпринимали попытки выхода в эфир, чтобы передать данные о местонахождении терпящих бедствие. До сих пор организаторами поисков этот факт игнорировался или относился к

разряду недостоверных.

● Именно на территории Канадского Арктического архипелага, на широте 83º С.Ш. расположены «ледяные горы», о чем говорилось в одной из последних радиограмм, принятых с самолета «…вижу ледяные горы…».

● Именно в северной части о. Элсмир, изрезанного широкими заливами (Мак-Клинток, Дизраэли и др.) расположен обширный шельфовый ледник, упирающийся своей северной частью в небольшой остров Уорд Хант.

Ледник не тает в течение всего полярного лета и представляет собою вполне подходящую площадку для посадки терпящего бедствие самолета.

В этих местах авторам настоящего Проекта удалось побывать в конце июня 1998 г. и прийти к выводу о возможности выполнения посадки самолёта типа ДБ-А в этих условиях.

● Современные технологии и средства обеспечения инструментального, в том числе космического, контроля позволяют

провести на качественно новом уровне, тщательные многоплановые поиски, как на открытых пространствах побережья, так и в иных естественных природных средах, таких как, вода, лёд, ил, лёсс, либо иные осадочные образования.

  Предварительный анализ показывает, что нахождение самолёта Н-209 на земной (твёрдой) поверхности имеет очень высокую степень вероятности.

  Наиболее вероятное его место нахождение – низменные территории северного побережья острова Элсмир в границах 83-го градуса северной широты, где самолёт Н-209 целенаправленно никто никогда не искал; прежде всего – это местности, где возможен сквозной разведочный пролёт на низкой высоте, и где шельфовый ледник наименее подвержен разрушению потоками талой воды.

                                                     Через полтора месяца экипаж вышел в эфир

  Предположительно, с 14 августа до конца сентября 1937 г. экипаж самолёта Н-209 обеспечивал себе не только питание и обогрев, но и восстановил электроснабжение радиостанции, что позволило выйти в эфир и передать несколько радиограмм. 

   Пока достоверно не известно, был ли на борту предусмотренный штатным расписанием зарядный бензоэлектрик. Если нет – поддержание работоспособности радиостанции оказывалось возможным лишь от бортового электрогенератора, который раскручивался минимум одним авиадвигателем, что, конечно, крайне сложно было

  Кроме того, 30 сенятбря 1937 г. теплоход «Батум» принял передающий префикс «РЛ» и незатухающие колебания, что делается для пеленгования радиостанции извне. Зачем это было делать, если экипаж собирался улетать, т. е.менять геопозицию?

  На территории Канады самолет искал только американский пилот Р.Ширдаун. Он совершал облет в районе Баффиновой земли.Далее пик интереса к теме пришёлся на конец 1970-х и 1980-е годы. Наиболее активно темой в тот период занимались – Ю. П. Сальников,Н. В. Якубович, М. А. Чванов, П. А. Новокшонов. Поиски велись в Якутии и у побережья Аляски.

                                    

                                   Факты успешных поисков пропавших экспедиций в Арктике

● спустя 33 года был обнаружен лагерь и останки участников экспедиции шведского естествоиспытателя Соломона Андре, пытавшихся достигнуть Северного полюса на воздушном шаре «Орёл»;

● через 168 лет найдено легендарное судно Джона Франклина “Террор”, затонувшее вблизи Баффиновой Земли;

● через 75 лет на Камчатке найден американский самолёт времён Великой Отечественной войны, летевший по маршруту ленд-лиза;

● по прошествии более 60 лет был найден самолёт, за штурвалом которого во время Второй Мировой войны находился пропавший без вести знаменитый французский писатель и пилот Антуан де Сент-Экзюпери.

Фото Дорджи Нимгирова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить