Общественный контроль «сплошных рубок от РЖД» - как это выглядит и может быть полезным

Общественный контроль «сплошных рубок от РЖД» - как это выглядит и может быть полезным - фото 1

В распоряжении редакции «ЭкоГрад» оказался короткий видеоролик с выезда на объекты будущей реконструкции Байкало-Амурской магистрали на перегонах Нижнеангарск - Холодный и Дзелинда - Кирон.

В кадре Вячеслав Здор, начальник Центра охраны окружающей среды ВСЖД, заместитель министра природных ресурсов Бурятии Наталья Тумуреева, авторитетный эколог Солбон Дагарович Санжиев и, как говорится, другие официальные и неофициальные лица.


Общественный контроль «сплошных рубок от РЖД» — как это выглядит и может быть полезным

 

Напомним, меморандум, подписанный между правительством республики, ОАО «РЖД» и Общественной палатой РБ, предполагает не только контроль над объектами реконструкции Транссиба и БАМа, но и другие мероприятия по защите окружающей среды.

 

Как сообщает vtinform.com, заместитель министра природных ресурсов Бурятии Наталья Тумуреева в составе группы общественного экологического контроля осмотрела объекты будущей реконструкции Байкало-Амурской магистрали на перегонах Нижнеангарск - Холодный и Дзелинда - Кирон. Представители ОАО «РЖД» рассказали общественникам, что именно они планируют изменить на этих участках, и какие меры по сохранению окружающей среды будут приняты.

 

Тумуреева: Мы посетили пять объектов БАМа, на которых запланировано строительство вторых путей, - рассказала Наталья Тумуреева. - По некоторым участкам действительно необходима только расчистка уже отведенной полосы отвода. В тех местах, где это необходимо, железнодорожники обязуются выполнить компенсационные посадки. В целом, информация, которую озвучили железнодорожники, была исчерпывающая, мы получили ответы на некоторые волнующие нас вопросы. Надеемся, что такое плотное взаимодействие будет продолжено.

 

 Напомним, в настоящее время на https://regulation.gov.ru/projects#npa=107272 идет обсуждение и голосование по проекту постановления Правительства РФ «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал»

 

По ссылке можно перейти, зарегистрироваться и проголосовать

ПРОЕКТ

Пояснительная записка

К проекту постановления Правительства Российской Федерации 

 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды

в озере Байкал"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. № 234 "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" (далее - постановление              № 234) установлены максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал при использовании его водных ресурсов в хозяйственной и иной деятельности на отметках соответственно 457 и 456 м ТО (в Тихоокеанской системе высот).

 

Климатические особенности региона (большая изменчивость атмосферных осадков и стока рек в сочетании с затяжным характером многоводных и маловодных периодов) определяют объем годового притока к озеру Байкал в диапазоне изменчивости от 37,4 км3 до 102 км3 (среднегодовой расход 1186 м3/с и 3234 м3/с соответственно). Долгосрочное прогнозирование притока с точностью, позволяющей принимать оптимальные водохозяйственные управленческие решения, практически невозможно.

 

Необходимость внесения изменений в постановление № 234 в части увеличения диапазона колебаний уровня воды в озере Байкал возникла в начале 2015 года и была обусловлена исключительно природными условиями - экстремально низкой водностью в бассейне озера. Из-за аномально высоких температур воздуха и практически полного отсутствия атмосферных осадков приток воды в озеро Байкал в 2014-2017 годах был значительно ниже годовой нормы. В целях предотвращения чрезвычайной ситуации в г. Ангарске потребовалось использование водных ресурсов озера Байкал ниже минимальной отметки 456,0 м ТО.

 

Вопрос о маловодных условиях в бассейне озера Байкал и возможности регулирования уровня воды в озере в целях устойчивого водообеспечения населения и объектов экономики Республики Бурятия и Иркутской области неоднократно рассматривался в Правительстве Российской Федерации, на заседаниях Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал.

 

Во исполнение решений Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росводресурсами обеспечивались гарантированные условия для бесперебойного водо- тепло- и энергоснабжения населения и объектов экономики, расположенных в нижнем бьефе Иркутской ГЭС, за счет дополнительно использования водных ресурсов озера Байкал (Иркутского водохранилища) ниже установленного минимального значения уровня воды 456,0 м ТО. В целях подготовки научно-обоснованных предложений по сбалансированному регулированию уровенного режима озера Байкал с учетом экологических и социально-экономических требований региона в условиях нормальной, экстремально высокой и экстремально низкой водности, и совершенствованию нормативной правовой базы регулирования уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) Росводресурсы инициировали выполнение в 2015 году научно-исследовательской работы по теме: "Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) с его экологическим состоянием и современными социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности. Анализ нормативных правовых основ регулирования стока и предложения по их совершенствованию" (далее - НИР).

 

Обоснование возможных границ диапазона колебаний уровня воды в озере Байкал было выполнено исходя из компромисса противоречивых интересов водопользования и требований экосистемы в условиях значительной изменчивости гидрометеорологических условий бассейна, и в первую очередь, в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности. Выполненные водохозяйственные, гидравлические и водноэнергетические расчеты комплекса "Озеро Байкал - Иркутское водохранилище" по многолетнему гидрологическому ряду лет показали, что выход уровня воды за пределы, установленные постановлением № 234, неизбежен.

 

Итогом НИР стали научно обоснованные предложения по регулированию уровенного режима озера в периоды экстремально высокой и экстремально низкой водности, на основании которых было принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 626 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2016 - 2017 годах" (далее - постановление № 626), допускающее расширение диапазона регулирования уровня воды в озере Байкал в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности.

 

Нижняя граница уровня воды в озере Байкал установлена исходя из необходимости обеспечения надежности систем хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения в нижнем бьефе Иркутской ГЭС в маловодные периоды. Согласно СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение, наружные сети и канализация", расход воды, гарантирующий нормальные условия работы водозаборов, должен иметь обеспеченность не менее 95% по числу бесперебойных лет, что обеспечивается сработкой водохранилища в маловодные годы до отметки 455,54 м ТО, которая установлена как нижняя граница диапазона, разрешенного постановлением № 626. Снижение уровня воды в озере Байкал ниже отметки 456,0 м допускается исключительно в экстремально маловодные годы при невозможности обеспечения устойчивого функционирования отраслей экономики и безопасности населения за счет объема притока данного года.

 

Ограничения по условиям пропуска максимальных расходов, осложненные в последние годы несанкционированной застройкой затапливаемых территорий в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, требуют снижения максимального расхода воды до 4700-5000 м3/с, что невозможно без повышения уровня воды в озере выше отметки 457,0 м ТО на величину, зависящую от объема паводочного притока. При прохождении паводков редкой повторяемости (0,01% обеспеченности) в соответствии с требованиями СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения, основные положения", может потребоваться форсирование уровня озера Байкал до отметки 457,85 м ТО, которая является верхней границей разрешенного диапазона отметок. Использование данной границы диапазона будет осуществляться только

 

в многоводные годы при среднегодовом притоке в озеро выше 64 км3 (2030 м3/с).

 

Опыт регулирования уровня озера Байкал показал, что в маловодный период 2014-2018 годов озеро Байкал было сработано ниже минимального уровня 456,0 м ТО в четырех годах на глубину 10-29 см, т.е. для водообеспечения населения и объектов экономики в нижнем бьефе Иркутского гидроузла потребовалось от 3,0 до 9,1 км3 водных ресурсов, превышающих годовой приток в озеро.

При этом негативных последствий для экологической системы озера Байкал и объектов, расположенных на берегах озера Байкал, не зафиксировано.

В настоящее время диапазон регулирования уровней озера Байкал для условий различной водности установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1667 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2018-2020 годах".

 

В связи с окончанием в 2020 году его действия, в целях рационального управления водными ресурсами, считаем необходимым принятие на постоянной основе нормативного документа, допускающего расширение диапазона предельных значений уровня воды в озере Байкал для условий различной водности.

 

 

Принятие постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Проект постановления не содержит решений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

Принятие постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета, позволит обеспечить условия нормальной жизнедеятельности в

период затяжного маловодья в байкальском регионе, а также безопасность населения и объектов экономики при пропуске паводков редкой повторяем

Категория: Эко диспут
Опубликовано 13.09.2020 06:09
Просмотров: 797