Глеб Фетисов: промышленные проекты соседних стран угрожают приграничным регионам России

Глеб Фетисов: промышленные проекты соседних стран угрожают приграничным регионам России - фото 1

Недавно сделанное исследование "Альянса Зеленых — Народной партии" показало, что что семь экологически опасных промышленных проектов в сопредельных государствах угрожают природе по крайней мере 20 регионовРоссии. При этомдобыча сланцевого газа в Донецкой и Харьковской областях Украины,а также в пограничном с Калининградской областью воеводстве Польши ставит под удар густонаселенные регионы европейской части страны. О рисках для российских граждан и ответных инструментах защиты журналу "Экоград" рассказал лидер партии, председатель Совета по изучению производительных сил, член-корреспондент РАН Глеб Фетисов. Беседовал Игорь Ситцевский.



- Глеб Геннадьевич, в Год охраны окружающей среды российские "зеленые" разработали новое направление экологии - внешнеполитическое. Что заставило заняться другими странами? Неужели у нас своих, внутренних проблем мало?

- Оздоровление окружающей среды в целом ряде регионов России – дело не только  внутренней, но и внешней политики. Для них мы не можем говорить о системной деятельности по улучшению экологической обстановки, исключив трансграничные негативные факторы, воздействующие на природу данной местности, не избавившись от проблем, которые достаются нам от стран-соседей. Могу прямо сказать, что промышленные проекты соседних стран угрожают приграничным регионам России.

На сегодняшний день экологическая обстановка примерно в 20 регионах России, то есть, грубо говоря, в четверти всех субъектов РФ зависит от трансграничных факторов.

- Какие области нашей страны попали под внешнее воздействие?

- Мы насчитали семь опасных для России проектов. Во-первых, это добыча сланцевого газа на Украине, создающая прямые угрозы для трансграничного бассейна реки Северский Донец, а также бассейна реки Дон, в которую впадает Северский Донец, и частично Азовского моря, в которое впадает Дон. Под угрозой загрязнения подземных и надземных вод оказываются Курская, Белгородская, Воронежская и Ростовская области.

Во-вторых, это добыча сланцевого газа в Польше вблизи границы с Калининградской областью. По информации польских "зеленых", некоторые лицензионные участки расположены в 5-8 километрах от государственной границы.

Смотрим на Восток: озеру Байкал угрожает строительство в Монголии ГЭС "Шурен" на реке Селенга – главном притоке озера Байкал. Также мы видим ущерб от деятельности предприятий-загрязнителей и гидроэлектростанций в верховьях реки Иртыш на территории Китая, в России будут затронуты Омская, Тюменская области и Ханты-Мансийский автономный округ. Ущерб реке Амур и ее бассейну на российской стороне в Хабаровской и Амурской областях от деятельности предприятий-загрязнителей, расположенных на территории Китая.

Также следует упомянуть разработку шельфовых месторождений углеводородов в Баренцевом море, планируемую Норвегией вблизи морской границы с Россией и строительство газопровода, соединяющего Туркмению и Азербайджан по дну Каспийского моря с целью дальнейшего экспорта туркменского газа в страны ЕС. Кстати, не следует забывать, что в силу имеющейся розы ветров со стороны западной границы и наших западных соседей, включая Украину, Белоруссию, Польшу и другие страны, идет поток загрязняющих веществ, по интенсивности в несколько раз превышающий "ответ" России.


- Как может Россия повлиять на соседние государства, заставив их отказаться от опасных проектов вблизи границ или изменить их?

- Есть такой инструмент международной экологической политики, как Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (также известная как Конвенция Эспо, International EIA convention). Она была подписано в Финляндии в 1991 году и вступила в силу 10 сентября 1997 года. Конвенция обязывает инициатора хозяйственной деятельности согласовывать свои планы с соседями, если они могут оказаться в зоне воздействия этой деятельности.  Российской Федерацией Конвенция Эспо подписана в 1991 году, но до сих пор не ратифицирована. Причиной столь длительного уклонения России от ее ратификации является распространенное в высших кругах и подпитываемое лоббистской активностью бизнеса мнение, что обязательства, налагаемые на Россию Конвенцией Эспо, негативно скажутся на деятельности российских корпораций, а также поставят под угрозу наши национальные интересы.

Таким образом, хотя формально считается, что Россия руководствуется положениями Конвенции Эспо, так как они частично отражены в ее законодательстве – наша страна не является полноправным ее участником, и не может использовать этот ценный инструмент для защиты собственной природы от трансграничного воздействия других стран.

- В Харьковской области Украины компания Shell уже начала работы по добыче сланцевого газа. Учитывая плодородные, чернозёмные и густонаселенные области, этот проект представляется наиболее опасным?

- Совершенно верно. Одна из наиболее острых экологических проблем, которая имеет трансграничный контекст и связана с деятельностью ближайшего «соседа» Российской Федерации – это добыча сланцевого газа в Украине. Правительство Украины, в рамках проводимой им политики диверсификации источников энергоносителей, делает значительный упор на разработку и добычу сланцевого газа. На протяжении сентября-ноября 2013 года украинской стороной были подписаны соглашения о разделе продукции (СРП) с компанией Royal Dutch Shell по Юзовской газоносной площади (Харьковская и Донецкая области) и с компанией Chevron по Олесской газоносной площади (Львовская и Ивано-Франковская области). При этом Royal Dutch Shell приступила к сейсморазведке и поисковому бурению на территории Харьковской области. В 20-х числах ноября на геологоразведочной скважине вблизи села Веселое Первомайского района Харьковской области Shell произвела первый «официально документированный» гидроразрыв пласта. По сведениям из неофициальных украинских источников, работы по гидроразрыву проводились, начиная с сентября, однако компания эти факты отрицала. Одновременно, по данным украинских общественных организаций, работы по сейсморазведке и поисковому бурению на сланцевый газ и гидроразрыву пласта на территории Харьковской, Донецкой, Луганской и Полтавской областей проводит ряд украинских компаний.

Эта активность создает прямые угрозы для трансграничного бассейна реки Северский Донец, берущей истоки на территории России, протекающей через зоны проведения работ с использованием гидроразрыва пласта на территории Украины, а затем возвращающейся в Россию в Ростовской области. При этом в зоне трансграничного риска оказывается также бассейн реки Дон, в которую впадает Северский Донец, ниже точки его впадения, а также Азовское море, в которое, в итоге, впадает Дон.

Добыча сланцевого газа с применением метода гидроразрыва пласта (фрекинга) является экологически опасным процессом, создающим угрозу истощения запасов питьевой воды, а также загрязнения поверхностных вод и подземных водоносных горизонтов. Она подпадает под действие Конвенции Эспо (Дополнение I, пункт 12 - «Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более»). Однако Российская Федерация не может воспользоваться этим инструментом для защиты интересов населения, проживающего на сопредельных с восточными областями Украины территориях, так как не ратифицировала эту Конвенцию.

- Учитывая непростую внутриполитическую обстановку у соседа, не боитесь обвинений во внешнеполитическом экошантаже?

- Хочу отметить, что «Альянс Зеленых – Народная партия», лидером которой я являюсь, выступает против антиэкологичных методов добычи сланцевого газа, как в России, так и на граничащих с ней территориях, а также за скорейшую ратификацию Конвенции Эспо. Европа - это не тот континент, где может разрабатываться и добываться сланцевый газ. Мы разделяем позицию Европейского Союза, Европейской партии Зеленых, которая чётко гласит, что места для добычи сланцевого газа в Европе нет. И нас, как российскую партию, беспокоит то, что опасные работы идут вблизи российских границ.

Кроме того, нас настораживает непрозрачность ситуации. По словам геологов, месторождения углеводородов в Украине носят специфический характер – значительная их часть требует применения комплексных технологий. Я уже упоминал, что активность добывающих компаний высока, и она растет: речь идет об освоении новых газоносных площадей, в том числе в Харьковской области и на Чёрном море. При этом группы украинских активистов, пытающихся наладить гражданский контроль над деятельностью газодобытчиков, разумеется, не располагают полным доступом к информации. Невозможно понять, кто и какие технологии применяет, достаточными ли ресурсами располагает та или иная компания для обеспечения экологической безопасности. Поэтому мы опасаемся, что проект Shell, о котором сейчас много говорят, является лишь «вершиной айсберга». Наконец, специфика добычи сланцевого газа заключается в том, что одна и та же скважина может использоваться как для разведки, так и для добычи. Поэтому когда некая компания заявляет: «это только геологоразведка, у вас нет причин беспокоиться относительно добычи в промышленных масштабах», - в этом заключается и правда, и опасное лукавство.

- Российский МИД помогает вам защищать страну от внешней экоугрозы?

 21 октября я, как председатель партии, направил письмо на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова. В письме «Альянс Зеленых» предложил обратиться к властям Украины с просьбой о проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектов по добыче сланцевого газа в трансграничном бассейне Северского Донца в добровольном порядке. Кроме того, мы еще раз подняли вопрос необходимости ускорить процесс ратификации Российской Федерацией Конвенции Эспо.

- Вы были услышаны МИДом?

- Надеюсь, да. Нам пришёл ответ, в котором говорится о невозможности использовать механизм конвенции - Киев отклонит просьбу провести трансграничную ОВОС по формальной причине. Как мы поняли, российский МИД намерен предложить Украине рассмотреть риски, связанные с добычей добычи сланцевого газа, основываясь на двусторонних соглашениях: о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 1995 года и о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 1992 года. Это позитив. Но есть в письме МИД информация, которая нас разочаровала. «По итогам проработки в Аппарате Правительства Российской Федерации… вопроса о ратификации Россией Конвенции Эспо и присоединения к Протоколу о стратегической экологической оценке к этой Конвенции было принято решение в интересах обеспечения стратегических интересов и экономической безопасности нашей страны воздержаться от форсированного присоединения к указанным международным соглашениям до завершения работ по приведению национального законодательства в соответствие с требованиями этих документов», - говорится в документе.

Понятно, что дорабатывать российское законодательство можно годами. Поэтому хочется спросить: какие именно интересы правительство России собирается защищать ценой рисков для экологической безопасности страны? Интересы российских корпораций? «Южный поток»?  

Нельзя не вспомнить, что некоторое время назад именно «Газпром» создал прецедент добровольного соблюдения требований Конвенции Эспо Российской Федерацией, проведя оценку воздействия на окружающую среду проекта газопровода «Северный поток» в трансграничном контексте стран Балтийского бассейна с участием государственных органов и общественных организаций соответствующих стран Евросоюза. Теперь будет логичным для «Газпрома» продолжить эту тенденцию, проявить экологическую ответственность и с одной стороны, выступить за ратификацию Эспо, а с другой стороны, выполнить положения этой Конвенции при проектировании газопровода «Южный поток.

Ратификация Конвенции Эспо имеет большое значение в контексте экологической политики нашей страны. Надеюсь, что эта процедура будет завершена в ближайшее время. В этом случае Россия сохранит образ допропорядочного соседа, а целый ряд российских регионов будет защищен от последствий непродуманной и неэкологичной экономической деятельности соседних государств.

Категория: Эко диспут
Опубликовано 13.12.2013 21:45
Просмотров: 1892