Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ

   27 апреля 2018 года в зале «Дальний» Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» (Москва, Зубовский б-р, д. 4) прошел круглый стол в формате видеомоста Москва – Казань – Ижевск – Владимир – Челябинск на тему: «Высокоскоростные железные дороги как драйвер социально-экономического развития регионов РФ»

Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 1

   Под высокоскоростной магистралью (ВСМ) понимают новую специализированную железнодорожную линию, предназначенную для поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч. Под скоростным движением – перевозку пассажиров со скоростями от 140 до 200 км/ч по модернизированным существующим линиям.

   В послании Федеральному собранию В.В. Путин предложил развернуть «масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет». Президент поручил правительству «подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны». Проекты высокоскоростного движения в наибольшей степени отвечают задаче по связыванию территорий.

   Модернизация и расширение инфраструктуры - ключевой драйвер социально-экономического развития страны. Из-за недоразвитости транспортных коммуникаций многие российские регионы сегодня не интегрируются в общее социальное и экономическое пространство. Один из самых обсуждаемых инфраструктурных проектов, который призван связать регионы и центры экономической активности - строительство ВСМ Москва-Казань. По мнению экспертов, это оптимальный способ ликвидировать диспропорции регионального развития.

Социально-экономические эффекты от создания ВСМ:

- объединение агломераций и региональных центров в единый агломерат;

- предоставление населению современной услуги - высокоскоростной железнодорожной пассажирской перевозки;

- развитие регионов, повышение уровня жизни, удаленные регионы автоматически становятся близкими пригородами крупнейших агломераций России;

- повышение социально-экономического потенциала страны, поскольку развитый транспорт является основой процветания целого ряда других индустрий, а также принципиальным условием для улучшения инвестиционного климата в стране;

- повышение квалификации российских специалистов, повышение уровня занятости населения;

- формирование и развитие единой системы интермодальных комплексов «аэропорты – ВСМ – городской транспорт»;

- повышение престижа страны, так как современном мире в ближайшие годы не останется ни одной экономически развитой страны без системы ВСМ.

Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 2Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 3Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 4Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 5Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 6Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 7

   В рамках круглого стола были освещены перспективы развития городов и регионов России с расширением сети скоростных железнодорожных маршрутов и строительством ВСМ. Также были обсуждены вопросы влияния транспортной доступности на повышение качества жизни населения, проекты региональных ВСМ, рассмотрена роль регионов в формировании и развитии новой транспортной системы.

В Москве в работе круглого стола приняли участие:

- Мишарин Александр Сергеевич, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»;

- Аверин Антон Валерьевич, исполняющий обязанности заместителя губернатора, заместителя председателя правительства Нижегородской области;

- Косой Владимир Вульфович, президент ООО «Центр экономики инфраструктуры»;

- Гаттаров Руслан Усманович, заместитель губернатора Челябинской области;

- Логунов Илья Владимирович, исполнительный директор национальной гильдии градостроителей;

- Попов Евгений Александрович, руководитель Департамента стратегии компании Cushman & Wakefield.

Во Владимире:

- Конышев Алексей Владимирович, первый заместитель губернатора Владимирской области по промышленности и экономической политике;

- Романенко Александр Васильевич, директор Департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации Владимирской области.

В Казани:

- Усманов Айрат Нагимович, исполняющий обязанности Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

В Ижевске:

- Горбачев Алексей Викторович, Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

В Челябинске:

- представители СМИ.

   «Очень важно сказать, что ВСМ по сути дела - это межрегиональное метро. Так его нужно воспринимать и так его воспринимают во всём мире. ВСМ - это транспорт для всех. Это возможность быстрого перемещения с точки зрения развития бизнеса, возможность комфортного и удобного перемещения каждый день на работу и с работы», - заявил в своем вступительном слове А.С. Мишарин.

   Он подчеркнул, что ВСМ, в том числе, привносит новый тренд, который актуален для всего мира - реализация высокоскоростных грузовых перевозок, которые существенно повышают эффективность создания таких линий. РЖД приняли программу, которая разработана вместе с профильными министерствами и она направлена на развитие высокосортного и скоростного движения в России. «Она предусматривает строительство более четырёх тысяч километров новых дорог со скоростью до 400 км/ч и реконструкцию около семи тысяч километров. Одним их пилотных проектов этой программы является строительство ВСМ Москва – Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань. Этот же проект рассматриваться как часть большого проекта «Евразия» и может дополняться и другими участками, как на казанском направлении, так и Екатеринбург-Челябинск», - сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД».

Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 8Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 9Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 10Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 11Высокоскоростные железные дороги - драйвер социально-экономического развития регионов РФ - фото 12

   В целом благодаря реализации ВСМ, пассажиропоток будет увеличен в 1,5-2 раза, возможно и больше. Реализация проекта позволит привлечь дополнительные триллионы рублей в ВРП субъектов РФ, задействованных в реализации проекта, что качественно улучшит жизнь территорий и даст серьезный импульс для развития регионов.

   При реализации проекта планируется использовать такую форму взаимоотношений заказчика и исполнителя, как контракт жизненного цикла (КЖЦ). Согласно его условиям, одна сторона - исполнитель инфраструктурного проекта, за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание. Другая сторона - государство, оплачивает за счет бюджета услуги по предоставлению объекта в пользование.

   Стройка ВСМ от Москвы до Казани будет идти этапами. Регионы готовы участвовать в проекте и своими средствами, если это будет концессия. От грандиозной стройки и новой магистрали они ожидают роста ВРП и налоговых поступлений.

   Технологический срок строительства ВСМ до Казани - 4,5 года. Завершена государственная экспертиза первого участка от станции Железнодорожная до аэропорта Нижнего Новгорода. Его протяженность 390 км, стоимость - 359 млрд руб. Завершается подготовка проектной документации и идет планировка территории по участку от Нижнего Новгорода до Казани. По словам А.С. Мишарина, по всем участкам регионами уже зарезервированы земли, и сейчас можно приступать к процедуре их изъятия федеральными властями (Росжелдором) и региональными властями. Стройка начнется в первую очередь там, где будет быстрее выделена земля.

   Перед открытием всей линии на одном из отрезков этого участка протяженностью 70 км будет отрабатываться технология движения поездов.

   «Сейчас четверть экономики страны приходится на Москву и Петербург, важно формировать новые точки роста с помощью инфраструктурных проектов», - отметил В.В. Косой. Кроме того, полуторачасовая доступность от крупных городов многое изменит в населенных пунктах, через которые пройдет ВСМ. По расчетам экспертов, рост поступлений налогов сделает возможным даже субсидирование перевозок по ВСМ. Этот вид транспорта должен стать межрегиональным метро, доступным для всех.

   Мультипликативный эффект проекта составит 3,7 руб. на один вложенный рубль, рассчитывают эксперты. Доступ к скоростным магистралям получат 40 млн человек. Каждая из остановок станет пересадочным узлом на другие виды транспорта.

  Как сообщил А.В. Аверин, в Нижнем Новгороде будут два вокзала ВСМ: в аэропорту и в районе Московского вокзала. Еще четыре станции построят в Дзержинске, Кстове, Володарском и Лысковском районах. Добраться от Нижнего Новгорода до столицы можно будет за полтора часа.

   Протяжённость ВСМ во Владимирской области составит 251 км. На сегодняшний день минимальное время в пути от Владимира до Москвы - 1 час 40 минут. После строительства ВСМ до столицы можно будет доехать за 50 с небольшим минут.

   «Трасса выбрана очень удачно – она обошла практически все населенные пункты, учтены все пожелания органов местного самоуправления и областной администрации. Предусмотрено четыре остановки: в Петушках, Владимире, Коврове и Гороховце. То есть почти вся территория Владимирской области попадает в зону тяготения к высокоскоростной железнодорожной магистрали.

   Наш Губернатор Светлана Юрьевна Орлова буквально с первых дней активно включилась в эту работу. Строительство магистрали позволит привлечь в область новые инвестиции и дополнительно создать порядка 25 тысяч новых рабочих мест, что положительно скажется на экономике региона. Благодаря удачной логистике крупный и малый бизнес, которому уже сегодня тесно и дорого в Москве, сможет продолжить успешно развиваться во Владимирской области. А у граждан появится возможность быстро и с комфортом перемещаться между городами», - подчеркнул А.В. Конышев.

   «В настоящее время все работы по проектно-изыскательским материалам в Татарстане завершены, материалы готовятся к передаче в Главгосэкспертизу России», – обозначил уровень готовности к предстоящей стройке А.Н. Усманов.

   Татарстан предлагает удлинить ранее предложенный маршрут: «Считаем целесообразным продлить ВСМ до станции Тихоново – это в Менделеевском районе республики. Это точка притяжения Камской агломерации», – сообщил и. о. главы Миндортранса РТ.

   По его словам, станция может стать своеобразным центром промышленного конгломерата, включающего Нижнекамск, Набережные Челны, Елабугу, Менделеевск и Заинск – территории, насыщенные промышленными и инновационными объектами, имеющими большое значение не только для региона, но и для страны в целом. А время пути от Казани до этой территории, сократится с 3,5 часов до 40 минут.

   Эту идею разделяют и представители Удмуртии. «Хотелось бы поддержать Татарстан по поводу станции Тихоново. Это активно развивающийся Камский кластер. Мы в нем заинтересованы тоже, потому, что он находится в непосредственной близости от границы с нашей республикой, и это позволит развиваться не только Татарстану, но и нашей республике», – сказал А.В. Горбачев.

   «Валовый региональный продукт Челябинской области по оценкам экспертов превысит 2 трлн руб. к 2034 году, в том числе, благодаря реализации проекта уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали (УВСМ)», - заявил Р.У. Гаттаров.

   Организация скоростного движения пассажирских поездов на магистрали Екатеринбург - Челябинск предусмотрена прогнозом долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года. Проект включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.

   Завершить строительство УСМ протяженностью около 209 километров планируется в 2024 году. Магистраль позволит добраться из Челябинска до Екатеринбурга за 1 час 10 минут. Стоимость строительства высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом, по последним данным, озвучивалась в размере 360 млрд руб.

   «Два города - Челябинск и Екатеринбург - формируют 6% валового национального продукта, - сообщил В.В. Косой. - Объединяя эти города, мы создадим третий центр в стране, который сможет конкурировать с Санкт-Петербургом. Мы проводили анализ того, как влияет наличие полуторачасовой доступности на эффективность в отраслях городов с населением свыше миллиона. Интересно, что в городах с населением в 100 тыс человек и полтора миллиона производительность труда примерно одинакова. А вот в агломерациях, где живет свыше 1,5 млн человек, она резко растет в несколько раз. Оптимальное население агломерации - это 3-5 млн человек. Кроме того, территории получат эффект от налогов, так как 40% от суммы стройки еще на стадии инвестиций - это налоги, которые идут в регионы и муниципалитеты. Помимо этого, на стадии инвестиций возникает вопрос занятости производственных мощностей. Да, крупные стройки воспринимаются как черные дыры для бюджета. Но любая стройка формирует доходную базу. Да, есть проблемы с коррупцией, но с точки зрения экономики любая крупная стройка - это благо».

   «Этот проект будет важен и интересен региону. Проект УВСМ по направлению Челябинск- Екатеринбург актуален, время в пути, которое займет по этому направлению, по оценке экспертов составит – 1,1 час. Мы считаем, что наша дорога дает колоссальный эффект для развития двух регионов и Челябинской области и Екатеринбурга. По факту эта дорога дает нам возможность сформировать третью по величине конгломерацию из Челябинска в Екатеринбург», - подчеркнул Р.У. Гаттаров.

   Выступления докладчиков вызвали большой интерес у журналистов, которые задали множество вопросов. В частности представителей СМИ заинтересовал вопрос увеличения туристического трафика.

   «Я думаю, что высокоскоростная магистраль позволит нам в 2-3 раза увеличить турпоток, мы все посчитаем, может быть, и в пять раз», - сказал А.Н. Усманов. В 2017 году Татарстан посетили около 3,1 млн туристов, это на 7% больше, чем в 2016 году.

   Администрация Владимирской области также рассчитывает на серьезный приток туристов после пуска магистрали. «По данным Федерального агентства по туризму, в 2016 году турпоток составил 4 млн человек, в прошлом году - уже 4,6 млн человек в год. Во многом этому способствуют те скоростные поезда, которые курсируют между Москвой и Нижним Новгородом через Владимир. Мы рассчитываем на увеличение туристического потока не менее, чем до 10 млн туристов в год», - сообщил А.В. Конышев.

   Как еще раз подчеркнул А.С. Мишарин, турпоток составляет только 10% от общего пассажиропотока, главная задача ВСМ – дать возможность быстрого перемещения с точки зрения развития бизнеса, возможность комфортного и удобного перемещения каждый день на работу и с работы.

 

 

 

Сергей Козлов

Категория: Новости со всего света
Опубликовано 03.05.2018 17:26
Просмотров: 1508