На самом деле, война начинается не с того, что люди принимаются друг в друга стрелять. Она начинается именно с того, когда какие-то убеждения, всплески сознания, новости затмевают людям разум, и они перестают видеть главное в тех, кто находится рядом с ними. Перестают понимать, что в человеке, который рядом или – не рядом, но, условно говоря, «по другую сторону баррикад», гораздо больше всего того, что можно любить, чем ненавидеть.
И с нами сейчас происходит страшное, когда мы перестаем видеть в ближнем – главное, глубинное, настоящее. В итоге – сатана правит бал. Мы даем такой повод радости для бесов, повод для их разгула – во время нашей Пасхи, когда говорим, кому-то «Христос воскресе!», а при этом в Фейсбуке пишем страшные вещи про других людей и радуемся тому, что кто-то кого-то «замочил» и тому подобное. Ад торжествует.
Когда Святейший Патриарх Кирилл призывает всех к миру, к недопущению насилия, к недопущению того, чтобы кто-то взял в руки оружие, когда священники, иерархи, такие, как митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, просят людей не безумствовать, остановить кровопролитие, мы разжигаем его внутри себя. Оказывается, мы хотим кровопролития.
У нас нет желания просто взять и остановиться, перестать плескать друг в друга серной кислотой слов, эмоций, негодований. Нет желания просто понять, что в этой ситуации, когда люди ненавидят друг друга, не может быть правой стороны. И победителей в этой схватке между нами, внутри нашей семьи, внутри того же сообщества в Фейсбуке, никогда не будет. Мы все разделены не по принципу «хороший» или «плохой», а по принципу сатаны «разделяй и властвуй, глумись над христианами, которые так ненавидят друг друга».
Мне горько все это слышать, горько переживать. Я, конечно, смотрю новости в интернете, социальных сетях, но заставляю себя не читать комментарии. Слежу за событиями, но все время пытаюсь после информации о какой-то трагедии, беде обращаться сердцем к Богу, понимая, что мир лежит во зле. Мы, христиане, должны остановиться, измениться, перестать друг друга шельмовать и клеймить, должны обратиться к молитве, о врагах в том числе (то есть о тех, кого мы считаем врагами). Иначе – полное забвение о Христе, о любви, о прощении. Да просто о разуме, который Господь нам даровал.
Давайте сделаем очень простую вещь – попробуем мысленно поменяться местами друг с другом. Просто взять и поставить себя на место того, чью позицию я не разделяю и постараться посмотреть на мир его глазами, которыми смотреть не хочу. Стать на сторону тех людей, чья позиция мне кажется совершенно неприемлемой, ужасной. Хотя бы для того, чтобы почувствовать: почему этот человек смотрит на меня так. А его я попрошу встать на мою позицию и понять, почему я на него смотрю именно таким образом. Может быть, тогда мы и перестанем так, с ненавистью, смотреть друг на друга.
Иного способа не вижу. Гражданская война началась и она развязана не какими-то сторонними политическими силами, а нашим внутренним разрывом со Христом. Мы встали на сторону врага, сдали свои позиции. Имя врага – сатана. И если в таком положении мы можем говорить «Христос воскресе!» — это звучит как кощунство.
Надо прекратить кровопролитие, услышать пастырские слова Патриарха, которые обращены не только к людям с оружием, и должны быть услышаны нами, здесь. Их нужно услышать мужьям и женам, друзьям, членам одной Церкви, из одного прихода, которые ссорятся, обсуждая политику, — вывесите белый флаг друг другу, прекратите воевать друг с другом. Только мир, который мы можем создать внутри себя и около себя, может что-то остановить.