Почему нет очистных сооружений на Байкале?

 Почему нет очистных сооружений на Байкале? - фото 1Администрация Президента РФ, Министерство природных ресурсов Иркутской области, Министерство ЖКХ Иркутской области, Общественный Совет Минприроды Российской Федерации

Какие проблемы и как их решить?

        Всем известен вопиющий факт отсутствия хотя бы одного  работающего должным образом очистного сооружения в Центральной Экологической зоне озера Байкал – уникального объекта мирового природного наследия, стратегического запаса пресной воды России, всего человечества.

 

 Почему нет очистных сооружений на Байкале? - фото 2

      Из неработающих очистных сооружений, с судов Байкальского флота неочищенная вода поступает в озеро Байкал. В местах, где неочищенная вода стекает в озеро, прогрессивно разрастается зелёная нитчатая водоросль спирогира, гибнет Байкальская губка, появляются токсичные сине-зелёные водоросли, происходит изменение в экологических цепочках эндемичных сообществ,  что привело к экологическому кризису – эвтрофикации  прибрежной и заплесковой зон озера Байкал.

 

 Почему нет очистных сооружений на Байкале? - фото 3

   Почему нет очистных сооружений на Байкале? - фото 4 

 

  По опыту зарубежных стран экспериментально доказано, что накопление в хозяйственных водоемах фосфатов из синтетических моющих средств вызывает бурное размножение водорослей в теплый период года («цветение» водоемов). Запрещено производство и использование фосфатных синтетических моющих средств (СМС), в том числе стиральных порошков, в состав которых входят фосфаты в ряде стран - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды.

     В ЦЭЗ БПТ расположены:

            - 159 населенных пунктов с населением 128 тыс. чел.,

в том числе 9 городов и поселков городского типа с населением более 80 тыс. чел..;

            - более 400 гостиниц, турбаз, баз отдыха вместимостью около 25 тыс. чел.

            В озеро Байкал и его притоки сбрасывается 3,9 млн. м3 недостаточно очищенных сточных вод.

     В большинстве прибрежных населенных пунктов (и поселках на реках, впадающих в озеро)   с высоким уровнем жизнедеятельности, утилизация хозяйственно бытовых стоков производиться в так называемые септики. Т.е. в негерметичные сточные колодцы, в которых большая часть стоков не проходит естественную или управляемую биологическую очистку и напрямую уходит через подземные горизонты вместе с грунтовой водой в озеро Байкал или его притоки. Формально, стоки вывозятся на очистные сооружения регулярно ( раз в неделю) – реально 1-5 раз за год, т.е только крупная фракция с продуктами гниения и распада,  которая, в свою очередь, уже не подлежит нормальной биологической очистке.

     На всех циклах такой «утилизации» не происходит переработки естественной органики и в озеро попадают уже гниющие продукты распада.

     Аналогично с неработающими или плохо работающими Очистными сооружениями. Стоки, попадающие в них,  не проходят полноценную биологическую очистку (только механическую),  отстаиваются и распадаются на гниющие элементы с высоким содержанием фосфатов и нитритов. Далее это сбрасывается или в озеро или притоки 1-й категории, иловые отстойники, гидравлически, напрямую связанные с озером. Если учесть массу бытовой химии (фосфор) и  нефтепродуктов (с ливневым стоком) то эта масса вообще не может быть «усвоена» ни какой экосистемой.

     В чём причина? Почему до сих пор на Байкале – стратегически и природно значимом для всего мира объекте нет необходимых для очистки сточных вод сооружений?

    Почему нет очистных сооружений на Байкале? - фото 5 Руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов на первом заседании оргкомитета по проведению в РФ Года Экологии 8 апреля 2016 года сказал: "Я бы хотел  обратить внимание губернаторов территорий байкальского бассейна: деньги на строительство очистных сооружений в 2016 году в федеральном бюджете на эти цели выделены, но до тех пор пока нет проектно-сметной документации, эти деньги лежат мертвым грузом. Об этом мне министр природных ресурсов рассказывал. Надо быстрее делать эту проектно-сметную документацию и начинать реальную работу".

    

 

 

 Почему нет очистных сооружений на Байкале? - фото 6 В связи с этим заявлением, был взят комментарий у Министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрея Валерьевича Крючкова. Вот, как рассматривает эту ситуацию А.В.Крючков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

    1. Губернатор задание дал … Дело не быстрое… Зависит и от нашей с вами ответственности и своевременной оплаты коммунальных услуг… Инвестиционной привлекательности проекты очистных не представляют…
    2. Ответственность и забота за строительство очистных сооружений в большей степени лежит на Министерстве Жилихно-коммунального хозяйства Иркутской области.

           В пояснительной записке Министерства ЖКХ, составленной начальником управления коммунальной инфраструктуры Барнаковым А.Ю. говорится:

      Иркутская область включает в себя 3 муниципальных образования (Иркутский, Ольхонский, Слюдянский), расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ).

      На территории муниципального образования «Слюдянский район» (численность населения 39,9 тыс. чел) в настоящее время эксплуатируется пять канализационных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод (далее – КОС) в 4-х населенных пунктах, где имеется застройка с развитой системой благоустройства.

           КОС г. Слюдянка и карьер Перевал (Слюдянское городское поселение), мощностью 6000 м куб./сутки, сброс очищенных сточных вод осуществляется в р. Похабиха, сданы в эксплуатацию в 2010 году.

           В период строительства и проведения пуско-наладочных работ выявлено значительное количество недостатков для такого типа очистных сооружений, блоки биологической и глубокой очистки изготовлены в виде металлических резервуаров, из-за чего не удается достигнуть достаточной степени очистки сточных вод, существует превышение на сбросе по фосфатам и нитратам.

      КОС «Перевал» (Слюдянское городское поселение),были построены в 1987 году для очистки стоков, поступающих от микрорайона «Квартал» и горнодобывающего предприятия «Ангарскцемент». Очистные сооружения работают без капитального ремонта и нуждаются в переоснащении оборудованием, капитальном ремонте зданий и сетей.

      В настоящее время администрацией Слюдянского МО рассматривается возможность передачи в эксплуатацию комплекса очистных сооружений и канализационных сетей и сооружений на условиях концессии (предложение поступило от ООО «ЭкосИнвест» г. Краснодар).

           КОС р.п. Култук (Култукское городское поселение), мощностью       400 м3/сут., сброс очищенных сточных вод на поля фильтрации.

      КОС п. Ангасолка (Култукское городское поселение), мощностью     226 м3/сут., сброс очищенных сточных вод в р. п. Ангасолка.

      Очистные сооружения р.п. Култук, п.ж.д.ст. Ангасолка в настоящее время находятся в аварийном состоянии. Для выхода из сложившейся ситуации, администрацией муниципального образования Слюдянский район в сентябре 2014 года поданы заявки в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области для включения мероприятий по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и новое строительство КОС и по прохождению экологической и строительной экспертизы проектно-сметной документации:

      1. Строительство очистных сооружений мощностью 600 м3/сут.
      в п. Култук Култукского муниципального образования – на 2016 год;

      2. Реконструкция очистных сооружений мощностью 230 м3/сут.
      в п. Ангасолка Култукского муниципального образования – на 2016 год.

      На территории муниципального образования «Иркутский район» (население - 6,7 тыс. чел. в пп. Листвянка, Голоустное, Большая Речка) в настоящее время эксплуатируется канализационные сооружения п. Листвянка (население – 1,9 тыс. чел.) мощностью 1200 м3/сут., реконструкция проведена в 2011 году, сброс осуществляется в районе истока р. Ангара и обеспечена нормативная степень очистки сточных вод. (16 февраля 2016 года планируется выездное обследование КОС в связи с итогами проверки Росприроднадзора).

      В связи с ростом численности населения и развития туризма существует потребность строительства очистных сооружений для поселков, расположенных на берегу оз. Байкал в п. Голоустное, мощностью
      300 м3/сут. и п. Большая Речка, мощностью 300 м3/сут. Проектирование объектов запланировано на 2015-2016 годы с последующим строительством в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».

      На территории муниципального образования «Ольхонский район» (население – 9,591 тыс.чел.)

      Прорабатывается вопрос о необходимости строительства очистных сооружений на территориях Еланцынского и Хужирского муниципальных образований Ольхонского муниципального района, поскольку отсутствует централизованная система водоснабжения и водоотведения.

      п.Хужир - локальные очистные установки на объектах социальной сферы (д/сад и СОШ) и туристического направления (турбазы) – 5 ед.

      Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся в границах ЦЭЗ БПТ определен перечень первоочередных мероприятий по строительству, реконструкции канализационных очистных сооружений в пяти муниципальных образованиях (п. Култук, п. Ангасолка, г. Слюдянка Слюдянского района, в Голоустненском и Большереченском муниципальном образовании Иркутского района), общей стоимостью более400 млн. руб.  Реализация мероприятий планируется в 2016-2020 годах. Стоимость разработки проектно-сметной документации по планируемым к реализации объектам более 50 млн. рублей.

            В январе 2015 года Правительством Иркутской области подготовлена и направлена бюджетная заявка с обосновывающими документами на перечисление субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на софинансирование мероприятий «Строительство, модернизация и реконструкция комплексов очистных сооружений и систем водоотведения на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных на БПТ» в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».

      В рамках направленной бюджетной заявки были включены 3 объекта капитального строительства, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ:

      - реконструкция напорного канализационного коллектора р.п. Листвянка Иркутского района;

      - строительство модульных канализационных очистных сооружений в Голоустненском муниципальном образовании Иркутского района;

      - строительство модульных канализационных очистных сооружений в Большереченском муниципальном образовании.

           Дополнительно планируется предоставить бюджетные заявки по следующим объектам, расположенным в ЦЭЗ БПТ:

      Реконструкция 2-ой очереди КОС г. Слюдянка;

      Строительство канализационных очистных сооружений мощностью 600 м3/сут.  в р.п. Култук;

      Реконструкция канализационных очистных сооружений мощностью 230 м3/сут.  в п.ж.д. ст. Ангасолка.

           Также в 2014-2015 году в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы реализованы мероприятия по строительству, модернизации и реконструкции объектов водоотведения, в том числе расположенных в ЦЭЗ БПТ (г. Байкальск Слюдянского района):

      - канализационная насосная станция № 1А (КНС № 1А) в г. Байкальске, 8640 м3/сут., фактическое освоение на 30.12.2015 г.- 56,2 млн. рублей. Работы выполнены в полном объеме. В настоящее время готовятся документы для ввода объекта в эксплуатацию, % технической готовности – 100%.

      - канализационная насосная станция № 3А (КНС № 3А) в п. Строитель         г. Байкальска, 1988 м3/сут. Фактическое освоение на 30.12.2015г. - 20,4 млн. рублей, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2015 г. № 38-RU385181012005001-75-2015г. Запуск в работу КНС № 1А и КНС № 3А единым комплексом планируется 29 января 2016 года, % технической готовности – 100%.

      - напорный коллектор канализации от существующей камеры 1012 до Канализационных очистных сооружений г. Байкальска, Иркутской области, 12000 м3/сут. Фактическое освоение на 30.12.2015г – 27,0 млн. рублей. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 38-RU385181012005001-68-2015 от 20.07.2015г., % технической готовности – 100%.

      Необходимо отметить следующее. Для единовременного исполнения требований федерального законодательства по восстановлению основных фондов коммунальной инфраструктуры Иркутской области необходимо порядка 30-40 млрд. рублей. При этом стоимость неотложных мероприятий составляет 7,3 млрд. рублей. Уровень активности частных инвесторов не достаточен, отмечается снижение активности из-за низкой инвестиционной привлекательности отрасли в целом. Данная ситуация обусловлена длительными сроками возврата инвестиций и опережающим ростом цен на энергетические ресурсы (э/энергия, уголь), транспортные издержки, а в последние год-два значительным изменением курсовой разницы на оборудование иностранного производства (насосное, теплообменное, фильтровальное и др. оборудование, системы диспетчеризации и автоматизации технологических процессов). Мониторинг текущей ситуации привлечения заемных средств для осуществления капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод свидетельствует, что на сегодняшний день большинство организаций коммунального комплекса не имеют возможности привлечь заемные средства.

      Министерством сформирован перечень инвестиционных проектов в коммунальной сфере для совместной реализации с потенциальными инвесторами. Как показывает практика мероприятия (проекты) в сфере водоотведения и очистки сточных вод не привлекательны для инвесторов ввиду высокой стоимости мероприятий по строительству, реконструкции КОС, сетей канализации, что вкупе с тарифными ограничениями, ужесточением норм природоохранного законодательства приводит к длительным срокам окупаемости инвестиций (высоким штрафным санкциям при нарушении параметров стоков).

      Муниципальные образования не могут, также в силу ограниченности бюджетов направлять средства на разработку проектной документации с обязательным прохождением государственных экспертиз (экологической, проектной, сметной), что также приводит к неготовности территорий к участию в целевых программах.

      Министерство ежегодно включает в подпрограмму «Чистая вода» 1-2 муниципалитета по софинансированию мероприятий по разработке ПСД, но это крайне мало. Объем финансирования ПП «Чистая вода» на 2016-2018 годы составляет ежегодно 78,35 млн.руб.

      Информация по  «Реконструкции канализационных очистных сооружений правого берега города Иркутск».

      Проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция канализационных очистных сооружений правого берега города Иркутск» выполнена в 2014 году за счет средств МУП «Водоканал» г.Иркутска.

      Получено:

      положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» проектной документации и результатов инженерных изысканий"
      №108-15/ГГЭ-9394/07;

      положительное заключение о достоверной сметной стоимости объекта капитального строительства№121-15/ГГЭ-9394/10;

      проведен публичный технологический и финансовый аудит проектно-сметной документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 382;

      получено от Минэкономразвития России положительное заключение об эффективности использовании средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 590.

      По итогам проведенной работы в январе 2015 года проектно-сметная документация с вышеуказанными документами представлена в Минстрой России.

      В 2016 году предусмотрены субсидии Иркутской области из федерального бюджета в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» в объеме 702,9 млн. руб. на реконструкцию канализационных очистных сооружений правого берега города Иркутска. Реализация указанного мероприятия предусматривается в 2016-2019 годах.

           Реализация мероприятия по реконструкции  канализационных очистных сооружений правого берега города иркутска предусматривается при софинансировании за счет средств внебюджетных источников (средства МУП «Водоканал» города Иркутска) в общем объеме 988,9 млн. руб.

           В свою очередь, в  Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от члена Общественного Совета Минприроды РФ Удеревской Е.Н.  было направлено Предложение согласно Поручению Президента Российской Федерации № Пр-2578 п.1д-6 от 10.12 2015 с указанием о «подготовке предложений по повышению эффективности ФЦП, направленных на улучшение экологической ситуации озера Байкал, по итогам анализа эффективности ее реализации в 2012-2020 годах» о возможности выделения финансирования из Федеральной целевой программы «Охрана  озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 гг.» на разработку проектно-сметной документации (ПСД), прохождение государственных экспертиз в целях облегчения  возможности строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений на территории Центральной экологической зоны Зоны  Байкальской природной территории (Иркутская область и респ. Бурятия), а также о возможности создания Байкальского Фонда для создания системы инвестирования в проектировании и строительстве очистных сооружений, производственно-технических комплексов по обращению с отходами и для сопровождения других экологически, социально,  и экономически значимых инвестиционных проектов, важных для сохранения и устойчивого развития Байкальской Природной территории.

      Удеревская Е.Н.