Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении

Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 18 ноября 2013 года в Торгово-промышленной палате РФ (Москва, ул. Ильинка, д.6) состоится Заседание Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России на тему: «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения».
В ходе заседания планируется обсудить возможности эффективного взаимодействия государства и бизнеса, направленные на развитие российского здравоохранения.
Формат заседания подразумевает выступления по ключевым вопросам и свободную дискуссию с приглашенными экспертами и участниками. В заседании примут участие:
Попова Екатерина Витальевна - Председатель Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России
Иван Бланарик - Председатель Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии ТПП РФ
Ланской Игорь Львович - Советник Министра здравоохранения РФ
Михеева Юлия Евгеньевна – Заместитель директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Министерства экономического развития РФ
Суслонова Нина Владимировна - Министр здравоохранения Московской области
Голант Захар Михайлович - Председатель Правления НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век»
Рябов Дмитрий Валентинович - Начальник Управления делами и координации деятельности Департамента здравоохранения города Москвы
Дмитриев Виктор Александрович - Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей
Дайхес Николай Аркадьевич – Председатель Комиссии ОПРФ по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии, Директор Научно-клинического центра оториноларингологии
Чичканов Алексей Борисович – Исполнительный Вице-Президент - начальник Центра государственно-частного партнерства «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество)
Ушакова Наталия Вадимовна – Председатель Комитета по социальному развитию и трудовым отношениям, Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Сформированные по итогам заседания рекомендации будут учтены в итоговой Резолюции заседания и направлены в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, Министерство здравоохранения РФ и Государственную Думу ФС РФ.


Участники заседания отметили следующее:
1. Привлечение частных инвесторов в сферу здравоохранения в рамках институтов ГЧП требует изменений в законодательстве, предусматривающих дополнительные механизмы ГЧП для данной сферы (помимо предусмотренных в ФЗ "О концессионных соглашениях") налоговое стимулирование инвесторов и получателей услуг (потребителей), дополнительные гарантии для инвесторов (например, в форме долгосрочных обязательств публичных собственников или операторов по закупке товаров или услуг или по участию в софинансировании деятельности объектов здравоохранения, в том числе за счет средств ОМС). В этой связи участниками заседания поддержано принятие разработанного Минэкономразвития России рамочного закона о государственно-частном партнерстве и подзаконных нормативных актов, регламентирующих ГЧП в сфере здравоохранения, разработанных Минздравом.
2. В ходе заседания особое внимание было уделено контракту государства с частным сектором. Было отмечено, что современные контракты государственно-частного партнерства представляют собой не готовые стандартные юридические формы, а различаются в зависимости от типа партнерства и специфики отрасли. Они позволяют улучшить качество обслуживания, оптимизировать использование ресурсов и осуществлять необходимую модернизацию объекта.
Участники совещания отмечают, что понимание специфики контракта государственно-частного партнерства имеет важное практическое значение в связи с принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях» 21 июля 2005г. В п.4 статьи 10 Закона сказано: «Правительство РФ утверждает типовые концессионные соглашения».
Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии отмечает, что нет единого «типового контракта», но есть обязательные разделы, которые входят во все контракты государственно-частного партнерства. Один из главных разделов контракта – разделение рисков между государством и частным партнером.
3. В целях оказания содействия Минздраву России в разработке необходимой законодательной базы, Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии подготовил в качестве приложения к настоящей Резолюции «Общее содержание контракта государственно-частного партнерства», принятое в настоящее время в международной практике.
4. На заседании было отмечено, что в настоящее время отрасли необходимы значительные инвестиции, т.к. большая часть существующей медицинской инфраструктуры была построена 30 – 40 лет назад. По приведенным на заседании оценкам, необходимо построить порядка 500 региональных больниц; общая потребность в инвестициях оценивается в 2,2 триллиона рублей. Без использования современных методов государственно-частного партнерства строительство и модернизация объектов для отрасли займет 80 – 100 лет.
5. Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии выражает готовность оказать содействие Минздраву в подготовке материалов по программе "Private Finance Initiative" (Инициатива частного финансирования), в рамках которой с 1997 года построено и модернизировано значительное количество больниц в Великобритании, используя принцип государственно-частного партнерства.
6. Принимая во внимание международный опыт, Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии считает целесообразным использовать в России в целях привлечения частных инвестиций в здравоохранение контракты на переуступку эксплуатации, концессию и контракты на переуступку активов.
7. Участники заседания отметили необходимость внесения следующих изменений в законодательство в целях развития государственно-частного партнерства. (Таблица 1)
Суть изменения База
- В отношении особо значимых социальных объектов (к которым могут относиться лечебно-профилактические учреждения, реабилитационные центры, предприятия по производству важного медицинского сырья (например, плазма и вакцины)) (далее - "ОСЗО"), изменить ФЗ "О концессионных соглашениях", разрешив концессионерам не реконструировать или создавать объекты недвижимости (как это обязывает делать закон сейчас), но, например, брать в долгосрочную аренду принадлежащие публичным собственникам объекты с обязательством концессионера по оснащению таких объектов специальным оборудованием и последующей эксплуатацией таких объектов способами, указанными в концессионном соглашении и завершать строительство неоконченных строительством объектов с обязательством концессионера по оснащению таких объектов специальным оборудованием и последующей эксплуатацией таких объектов способами, указанными в концессионном соглашении; ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –
ФЗ «О концессионных соглашениях»
- Изменить ФЗ "О концессионных соглашениях", предусмотрев в нем, в отношении ОСЗО, возможность для публичного собственника принимать на себя долгосрочные обязательства по закупке товаров или услуг (за счет средств бюджета), в том числе в рамках программ по ОМС и лекарственному обеспечению, производимых на объекте концессионного соглашения; ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –
ФЗ «О концессионных соглашениях»
- Необходимо создание нового института развития (на федеральном уровне) или наделение одного из существующих институтов развития функциями по выявлению объектов (больниц, клиник, медицинских центров), которые используются неэффективно или требуют реконструкции, но которые могут быть введены в оборот в рамках схемы ГЧП (при этом функции такого института развития были бы аналогичны функциям, которые сейчас выполняет Фонд РЖС в отношении выявления и введения в оборот земельных участков для целей жилищного и иного социально-значимого строительства); ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –
ФЗ «О концессионных соглашениях»
- Изменить принципы формирования тарифов ОМС, включить в структуру тарифа инвестиционные затраты на строительство инфраструктуры, обеспечить возможность полноценного участия частных медицинских учреждений в программах ОМС; ФЗ от 29.11. 2010 г. № 326
ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Для компаний – инвесторов в здравоохранение и для компаний, оказывающих медицинские услуги, предусмотреть освобождение от НДС и налога на прибыль, льготное предоставление земельных участков для строительства лечебно-профилактических учреждений, льготное подключение к инфраструктуре; ФЗ от 05.08.2000 № 117
ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II
- Разрешить отнесение платежей предприятий за ДМС сотрудников на себестоимость в полном объеме; ФЗ от 05.08.2000 № 117
ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II
- Предусмотреть возможность зачета средств ОМС при покупке полиса ДМС для физических лиц и предприятий; ФЗ от 05.08.2000 № 117
ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II
- Предусмотреть возможность возврата / уменьшения НДФЛ на суммы, потраченные физическими лицами на лечение себя, несовершеннолетних членов семьи и пенсионеров; ФЗ от 05.08.2000 № 117
ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II
- Предусмотреть возможность использования механизма ГЧП в развитии и управлении бюджетными (государственными или муниципальными) ЛПУ; ФЗ от 03.11.2006 г. № 174 – ФЗ «Об автономных учреждениях»
- Внесение изменений и дополнений, защищающих права частного инвестора на протяжении всего срока действия концессионного соглашения, а также в случае его досрочного расторжения. ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –
ФЗ «О концессионных соглашениях»
Таблица 1. Необходимые изменения в законодательной базе
1. Участники отметили следующие основные недостатки действующего законодательства, препятствующие развитию ГЧП в здравоохранении:
1) Сложность процедуры / конкурсной документации по 94-ФЗ;
2) Несогласованность законодательства о ГЧП и специального законодательства (Бюджетного кодекса), несогласованность с Законом о госзаказе: сроки, «двойной» конкурс и прочее;
3) Негибкость федерального закона и типового концессионного соглашения, а именно:
1. Единственная форма ГЧП – ВОТ (Built-Own-Transfer);
2. Императивный характер типовых концессионных соглашений;
3. Невозможность реализации схемы ГЧП (в рамках концессионного соглашения), в рамках которой инвестор брал бы в аренду (управление) уже существующие объекты с обязательством по их дооборудованию и использованию;
4. Запрет залога прав концессионера, хотя предоставление его в залог инвесторам является необходимым условием получения концессионером финансирования и исполнения обязательств;
5. Невозможность уступки прав концессионера;
6. Отсутствие детальной регламентации последствий досрочного расторжения концессионного соглашения.
2. Отмечена целесообразность более глубокого изучения основных видов соглашений ГЧП, которые могут применяться в сфере здравоохранения, с учетом международного опыта.
В этой связи Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии совместно с Комитетом ТПП РФ по государственно-частному партнерству считает целесообразным подготовить проекты соглашений различных форм ГЧП, принятых в международной практике.
3. Отмечена необходимость проработки юридического статуса контракта делегированного управления службами городского хозяйства, в том числе его отличие от государственного заказа в международной практике.
4. Участники заседания отметили необходимость создания управляющих структур, регулирующих развитие ГЧП в здравоохранении, в том числе расширения полномочий Координационного совета по развитию ГЧП.

 

Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 2Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 3Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 4Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 5Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 6Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 7Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 8Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 9Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 10Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 11Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 12Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 13Заседанию Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении - фото 14

8 ноября 2013 года в ТПП РФ состоялось заседание Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России на тему: «Государственно-частное партнерство в здравоохранении».

В работе заседания  приняли участие депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Совета Федерации ФС РФ, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители научно-исследовательских, лечебных и образовательных учреждений, коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и международных организаций, зарубежные эксперты, СМИ.

Основной темой обсуждения стали вопросы использования механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвестиций в отрасль и внедрения  передовых медицинских технологий.

Участники заседания отметили следующее:

1.       Привлечение частных инвесторов в  сферу здравоохранения в рамках институтов ГЧП требует изменений в законодательстве, предусматривающих дополнительные механизмы ГЧП для данной сферы (помимо предусмотренных в ФЗ "О концессионных соглашениях") налоговое стимулирование инвесторов и получателей услуг (потребителей), дополнительные гарантии для инвесторов (например, в форме долгосрочных обязательств публичных собственников или операторов по закупке товаров или услуг или по участию в софинансировании деятельности объектов здравоохранения, в том числе за счет средств ОМС). В этой связи участниками заседания поддержано принятие разработанного Минэкономразвития России рамочного закона о государственно-частном партнерстве и подзаконных нормативных актов, регламентирующих ГЧП в сфере здравоохранения, разработанных Минздравом.

2.       В ходе заседания особое внимание  было уделено контракту государства с частным сектором. Было отмечено, что современные контракты государственно-частного партнерства представляют собой не готовые стандартные юридические формы, а различаются в зависимости от типа партнерства и специфики отрасли. Они позволяют улучшить качество обслуживания, оптимизировать использование ресурсов и осуществлять необходимую модернизацию объекта.

 Участники совещания отмечают, что понимание  специфики контракта государственно-частного партнерства имеет важное практическое значение  в связи с принятием  Федерального закона «О  концессионных  соглашениях» 21 июля 2005г. В п.4 статьи 10 Закона сказано: «Правительство РФ утверждает типовые концессионные соглашения».

 Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии отмечает, что нет единого «типового контракта», но есть обязательные разделы, которые входят во все контракты государственно-частного партнерства.  Один из главных разделов контракта – разделение рисков между государством и частным партнером.

3.       В целях оказания содействия Минздраву России в разработке необходимой законодательной базы, Подкомитет по международному сотрудничеству  в здравоохранении и фармацевтической индустрии подготовил в качестве приложения к настоящей Резолюции «Общее содержание контракта государственно-частного партнерства», принятое в настоящее время в международной практике.

4.       На заседании было отмечено, что в настоящее время отрасли необходимы значительные инвестиции, т.к. большая часть существующей медицинской инфраструктуры была построена 30 – 40 лет назад. По приведенным на заседании оценкам, необходимо построить порядка 500 региональных больниц; общая потребность в инвестициях оценивается в 2,2 триллиона рублей. Без использования современных методов государственно-частного партнерства строительство и модернизация  объектов для отрасли займет 80 – 100 лет.

5.       Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии выражает готовность оказать содействие Минздраву в подготовке материалов  по программе “Private Finance Initiative” (Инициатива частного финансирования), в рамках которой  с 1997 года построено и модернизировано значительное количество больниц в Великобритании, используя принцип государственно-частного партнерства.

6.       Принимая во внимание международный опыт, Подкомитет по международному сотрудничеству в здравоохранении и фармацевтической индустрии считает целесообразным использовать в России в целях привлечения частных инвестиций в здравоохранение контракты на  переуступку  эксплуатации, концессию и контракты на переуступку активов.

7.       Участники заседания отметили необходимость внесения следующих изменений  в законодательство в целях развития государственно-частного партнерства. (Таблица 1)

Суть изменения

База

- В отношении особо значимых социальных объектов (к которым могут относиться лечебно-профилактические учреждения, реабилитационные центры, предприятия по производству важного медицинского сырья (например, плазма и вакцины)) (далее - "ОСЗО"), изменить ФЗ "О концессионных соглашениях", разрешив концессионерам не реконструировать или создавать объекты недвижимости (как это обязывает делать закон сейчас), но, например, брать в долгосрочную аренду принадлежащие публичным собственникам объекты с обязательством концессионера по оснащению таких объектов специальным оборудованием и последующей эксплуатацией таких объектов способами, указанными в концессионном соглашении и завершать строительство неоконченных строительством объектов с обязательством концессионера по оснащению таких объектов специальным оборудованием и последующей эксплуатацией таких объектов способами, указанными в концессионном соглашении;

ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –

ФЗ «О концессионных соглашениях»

- Изменить ФЗ "О концессионных соглашениях", предусмотрев в нем, в отношении ОСЗО, возможность для публичного собственника принимать на себя долгосрочные обязательства по закупке товаров или услуг (за счет средств бюджета), в том числе в рамках программ по ОМС и лекарственному обеспечению, производимых на объекте концессионного соглашения;

ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –

ФЗ «О концессионных соглашениях»

- Необходимо создание нового института развития (на федеральном уровне) или наделение одного из существующих институтов развития функциями по выявлению объектов (больниц, клиник, медицинских центров), которые используются неэффективно или требуют реконструкции, но которые могут быть введены в оборот в рамках схемы ГЧП (при этом функции такого института развития были бы аналогичны функциям, которые сейчас выполняет Фонд РЖС в отношении выявления и введения в оборот земельных участков для целей жилищного и иного социально-значимого строительства);

ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –

ФЗ «О концессионных соглашениях»

- Изменить принципы формирования тарифов ОМС, включить в структуру тарифа инвестиционные затраты на строительство инфраструктуры, обеспечить возможность полноценного участия частных медицинских учреждений в программах ОМС;

ФЗ от 29.11. 2010 г. № 326

ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

- Для компаний – инвесторов в здравоохранение и для компаний, оказывающих медицинские услуги, предусмотреть освобождение от НДС и налога на прибыль, льготное предоставление земельных участков для строительства лечебно-профилактических учреждений, льготное подключение к инфраструктуре;

ФЗ от 05.08.2000 № 117

ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II

- Разрешить  отнесение платежей предприятий за ДМС сотрудников на себестоимость в полном объеме;

ФЗ от 05.08.2000 № 117

ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II

- Предусмотреть возможность зачета средств ОМС при покупке полиса ДМС для физических лиц и предприятий;

ФЗ от 05.08.2000 № 117

ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II

- Предусмотреть возможность возврата / уменьшения НДФЛ на суммы, потраченные физическими лицами на лечение себя, несовершеннолетних членов семьи и пенсионеров;

ФЗ от 05.08.2000 № 117

ФЗ, Налоговый кодекс РФ, часть II

- Предусмотреть возможность использования механизма ГЧП в развитии и управлении бюджетными (государственными или муниципальными) ЛПУ;

ФЗ от 03.11.2006 г. № 174 – ФЗ «Об автономных учреждениях»

- Внесение изменений и дополнений, защищающих права частного инвестора на протяжении всего срока действия концессионного соглашения, а также в случае его досрочного расторжения.

ФЗ от 21.07.2005 г. № 115 –

ФЗ «О концессионных соглашениях»

Таблица 1. Необходимые изменения в законодательной базе

1.      Участники отметили следующие основные недостатки действующего законодательства, препятствующие развитию ГЧП в здравоохранении:

1)     Сложность процедуры / конкурсной документации по 94-ФЗ;

2)     Несогласованность законодательства о ГЧП и специального законодательства  (Бюджетного кодекса), несогласованность с Законом о госзаказе: сроки, «двойной» конкурс и прочее;

3)     Негибкость федерального закона и типового концессионного соглашения, а именно:

1.      Единственная форма ГЧП – ВОТ (Built-Own-Transfer);

2.      Императивный характер типовых концессионных соглашений;

3.      Невозможность реализации схемы ГЧП (в рамках концессионного соглашения), в рамках которой инвестор брал бы в аренду (управление) уже существующие объекты с обязательством по их дооборудованию и использованию;

4.      Запрет залога прав концессионера, хотя предоставление его в залог инвесторам является необходимым условием получения концессионером финансирования и исполнения обязательств;

5.      Невозможность уступки прав концессионера;

6.      Отсутствие детальной регламентации последствий досрочного расторжения концессионного соглашения.

2.      Отмечена целесообразность более глубокого изучения основных видов соглашений ГЧП, которые могут применяться в сфере здравоохранения, с учетом международного опыта.

В этой связи Подкомитет по международному сотрудничеству  в здравоохранении и фармацевтической индустрии совместно с Комитетом ТПП РФ по государственно-частному партнерству считает целесообразным  подготовить проекты соглашений  различных форм ГЧП, принятых в международной практике.

3.       Отмечена необходимость проработки юридического статуса контракта делегированного управления службами городского хозяйства, в том числе его отличие от государственного заказа в международной практике.

4.      Участники заседания отметили необходимость создания управляющих структур, регулирующих развитие ГЧП в здравоохранении, в том числе расширения полномочий Координационного совета по развитию ГЧП.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить